Общая характеристика Шумера
На стыке каменного и бронзового века в Месопотамии, в нижнем течении реки Евфрат поселились шумеры. Интересно, что свои жилища эти люди строили не на берегу реки, а в стороне от берегов, с учетом географических обстоятельств:
- Во-первых, это разлив Евфрата, река часто выходила из берегов и затапливала всё вокруг.
- Во-вторых – заболоченные низины были прекрасным местом для размножения малярийного комара, а это значит угроза лихорадки тем, кто селился близко.
Речная глина, которой здесь было в достатке, позволяла шумерам быстро возводить жилища. Когда легкие постройки смывались наводнением, всё селение спокойно переходило на другое место.
Тростник, росший по берегам реки, использовался для изготовления лодок, которые снаружи смазывали смолой.
Глина была не только строительным, но и поделочным материалом. Из неё делали посуду, детские игрушки, таблички для письма. На размягченную глину они наносили необходимый документ, а потом после высыхания, табличку с текстом обжигали.
Именно шумеры создали в этом районе первую цивилизацию, несмотря на то, что до них здесь жили первобытные племена. Они создали систему культурных и социальных достижений, которые позволяли организовать и упорядочить жизнь целого народа.
До настоящего времени остается тайной появление шумеров. Они создали, и умело эксплуатировали сложную ирригационную систему, при этом были уверены в том, что урожайность на полях зависит от богов.
Задабривая богов, шумеры совершали подношения и обряды, поэтому храмы стали центрами управления не только хозяйством, но и обществом в целом. Храмы собирали подати с населения и раздавали еду этому же населению в голодные годы.
Вокруг храмов образовывались целые государства, а территория шумеров состояла из нескольких десятков государств. Государства отделялись друг от друга протоками Евфрата и болотами.
Крупными шумерскими городами были:
- Ур,
- Урук,
- Лагаш,
- Умма,
- Киш,
- Ниппур.
От других древних государств Шумер отличался тем, что здесь рано была введена частная собственность на землю, а вместе с ней началось расслоение общества. Надо отдать должное тому, что влияние и богатство храмов усиливалось, но простой народ, при этом, не был обделен.
Были в Шумере и рабы, но немного, да и их труд в хозяйстве сколь-нибудь значительной роли не играл.
Разные шумерские государства время от времени выясняли между собой отношения и между ними вспыхивали войны. Оставшиеся от этого народа таблички говорят о том, что цивилизация шумеров имела современные знания в области химии, фитотерапии, астрономии, современной математике, генной инженерии. Шумерская цивилизация погибла и на её основе родилась новая вавилоно-ассирийская цивилизация.
Природные условия Шумера
Южная и Средняя Месопотамия характеризовалась достаточно благоприятными природными условиями для развития, как земледелия, так и скотоводства.
Протекающие здесь реки в среднем и нижнем течении несут свои воды по глинистой равнине. При впадении в Персидский залив они разливаются по территории и образуют заболоченные обширные пространства. Эти территории древние жители Месопотамии называли «Горькой рекой».
По-сравнению с Эвфратом, Тигр более быстрый и полноводный. Разливы обеих рек зависели от таяния снегов на Армянском нагорье, и обычно это время приходилось на весну, хотя их режим не был точным. Связано это было с тем, что таяние снегов наступало не точно в одно и то же время.
Вода рек переносила большое количество ила с растительными остатками и растворенными солями. Эти ценные вещества оставались на полях и удобряли почву, поэтому земли Месопотамии были очень плодородны. Речной воды для земледелия мало, поэтому с древнейших времен жители Месопотамии рыли каналы, сооружали дамбы, шлюзы, плотины, колодцы.
Речные и подпочвенные воды, богатые минеральными солями, способствовали засолению почв, и с этим тоже надо было бороться.
Большой угрозой для почв Месопотамии были ветры, дующие из пустынь и приносившие тучи песка. Ветры с Персидского залива поднимали уровень воды в реках и приводили к сильным наводнениям.
На дождевое и снеговое орошение рассчитывал только север Месопотамии, но, даже и здесь устраивались колодцы и прорывались небольшие каналы.
Климатические условия севера и юга Месопотамии были разные. Северная часть – это зона сухих субтропиков, в зимний период иногда выпадал снег, а осенью и весной шли дожди.
Южная Месопотамия находилась в условиях жаркого и сухого климата.
Растительный мир Шумеры был достаточно бедный и только в северном горном районе росли различные породы деревьев, по берегам рек росли ивы, на заболоченных участках разные виды камыша.
Население занималось выращиванием винограда, фруктовых деревьев, зерновых и технических культур. Из огородных культур внимание уделяли луку, чесноку, огурцам, баклажанам, тыкве. Из бобовых выращивали чечевицу, фасоль, горох. Большое значение имела финиковая пальма, о полезных свойствах которой знали уже в древности.
В отличие от растительного мира животный мир Месопотамии в древние времена был богатый – в реках было изобилие рыбы. По берегам рек и в камышовых зарослях водилась птица. В окрестных степях соседствовали друг с другом дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие обитатели приречных зарослей.
Из полезных ископаемых в древние времена на территории Месопотамии была известна глина, природный асфальт, на севере встречались месторождения свинца, олова, железа, а горные районы давали камень.
Расположенная в центре Ближнего Востока, Месопотамия занимала открытое пространство и играла ведущую роль в международной торговле. Именно здесь проходили сухопутные дороги с севера на юг и с запада на восток. Реки и Персидский залив тоже использовались в развитии торговых отношений с другими странами.
Города Шумера
Основой цивилизации шумеров было сельское хозяйство, но по характеру она была преимущественно городской.
В III тысячелетии до н.э. Шумер состоял из десятка городов-государств. В каждом шумерском государстве был город, обнесенный высокой стеной с окружавшими его деревнями и поселениями.
В каждом городе был главный храм, как правило, располагавшийся на высокой террасе. В центре храмов располагались прямоугольные святилища, а по сторонам комнаты для нужд священников.
В святилище располагалась ниша, в которую помещалась статуя бога, а перед ней ставили стол для подношений.
Городское население было представлено земледельцами, скотоводами, корабелами, рыбаками, торговцами, врачами, плотниками, кузнецами, ювелирами, строителями, гончарами. Небольшую его часть составляли священники, принцы и солдаты. Безусловно, среди них были богатые могущественные семьи, владевшие большими поместьями.
Но, надо сказать, что и среди бедных были владельцы ферм и скота, садов и домов.
В городах были свободные рынки, где ремесленники и мастера продавали изделия своего ручного труда. Из города в город переезжали купцы, ведя бойкую торговлю. Шумерская экономика была относительно свободной.
Сохранились документы, указывающие на то, что граждане городов-государств могли покупать и продавать свою недвижимость – поля, дома и др.
Рабство в Шумере было узаконенным институтом. Богатые поместья, дворцы и храмы имели рабов и использовали их в своих целях. Рабами могли быть как военнопленные, так и соплеменники из соседних шумерских городов. Рабом можно было стать и другим способом.
К рабству могли приговорить свободного человека в качестве наказания за какой-либо проступок. Родители, во время нужды, могли своих детей продать в рабство. Вся семья человека могла поступить в рабство в качестве платы за долги, но только на три года.
С рабами обращались хорошо, потому что хозяину нужны были здоровые и сильные работники.
Рабы могли принимать участие в деле, занимать деньги, выкупать свободу. Дети, родившиеся от родителей, один из которых был раб, считались свободными. Стоимость рабов зависела от спроса на рынке и индивидуальных качеств самого человека.
Основой шумерского общества была семья. Люди связывали себя друг с другом узами любви, уважения и общими обязанностями. Шумерские женщины имели определенные права – могли владеть собственностью, принимать участие в делах, быть свидетелями. Детей любили и баловали, но при определенных обстоятельствах строго наказывали.
С приемными детьми обращались как с родными. После смерти родителей дети полностью наследовали всю их собственность.