Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Природные условия Амурской магистрали

Общие сведения о магистрали

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль является выходом России к Тихому океану. Дорога проходит от Тайшета до Советской Гавани общей протяженностью 4300 км.

Участок Усть-Кут на Лене – Комсомольск-на-Амуре является главной линией магистрали и имеет протяженность 3110 км.

Строительство этого участка началось в 1974 г, а сквозное движение открылось в 1984 г. К началу 50-х годов здесь было построено ещё два участка – Тайшет-Усть-Кут и второй участок – Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань.

Задачу по строительству паровозного пути к восточным рубежам России начали осуществлять в 30-е годы XX века. По своей сути это была вторая «транссибирская магистраль» к Тихому океану, только путь по ней был более короткий.

Магистраль проходит через Иркутскую область, Республику Саха (Якутия), Республику Бурятия, Забайкальский край, Амурскую Область, Хабаровский край.

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одновременно с магистралью было построено более 4-х тыс. мостов и тоннелей, сотни километров автомобильных дорог, прилегающих к трассе. На ранее необжитых территориях вдоль магистрали появлялись новые города и поселки, начиналось освоение природных ресурсов.

Всем необходимым стройку обеспечивали 60 отраслей хозяйства, проектные и научные организации многих городов страны. Это была трасса дружбы, в строительстве которой принимали участие представители 70 национальностей СССР.

Строительство дороги сопровождалось вмешательством человека в природу и вызывало появление экологических проблем.

Уникальный и нетронутый природный «организм» формировался в условиях вечной мерзлоты, высокой сейсмичности и экстремально низких температур на протяжении тысячелетий.

«Природные условия Амурской магистрали» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Чтобы сохранить природу и не принести ей вреда, пользоваться громоздкой техникой приходилось осторожно, умно и расчетливо.

Экстремальные условия требовали совершенно новых технических, инженерных, производственных разработок. Такие разработки появились:

  • новая конструкция установки фундаментов для опор мостов была применена здесь впервые в мире;
  • использовался целый ряд новшеств в сооружении тоннелей;
  • отработаны технологии отсыпки земляного полотна и буровзрывные работы, адаптированные под условия вечной мерзлоты;
  • использовались усовершенствованные способы по борьбе с наледями.
Замечание 1

В наше время от Тайшета до Лены построена двухпутная железная дорога, протяженностью 704 км. От Лены до Таксимо идет однопутная дорога, протяженностью 725 км. Остальной участок магистрали однопутный с тепловозной тягой.

Природные условия в зоне магистрали

Байкало-Амурская магистраль проходит в очень сложных и разнообразных природных условиях.

Западный участок магистрали идет через высокие горные хребты:

  • Байкальский,
  • Северо-Муйский,
  • Кодарский, Удоканский.

Он пересекает крупнейшие сибирские реки:

  • Лену,
  • Верхнюю Ангару,
  • Чару.

Преодолевать горный характер рек с быстрым течением, врезанными долинами и высокими летними паводками, изобилующими перекатами и порогами, было очень сложным делом.

Крайне сложным был западный участок магистрали и в геологическом отношении. Кристаллические горные породы большой мощности, слагающие тектонические структуры Байкальской системы, труднопреодолимы.

Для восточного участка трассы характерны маревые природные явления, создававшие свои сложности. Маревые явления искажают реальность и придают расплывчатость контурам объектов. Часто марево называют туманом, дымкой, а иногда просто миражем. Насыщенный капельками пара, пылью, гарью воздух становится непрозрачным. Работать в таких условиях не только сложно, но и опасно.

Климатические условия района строительства магистрали близки к арктическому, суровость которого определяет наличие вечной мерзлоты, развитие активных физико-геологических явлений, высокую сейсмичность.

На западном участке трассы снежные лавины и селевые потоки были причинами сложности строительства. Низкие зимние устойчивые температуры и сильные ветры. Среднегодовая температура воздуха всего 7,8 градуса, а абсолютный минимум -58 градусов.

Среднесуточная температура ниже отметки 0 градусов имеет продолжительность 196-209 дней. Снега зимой выпадает очень мало, но зато много солнечных дней. Для лета характерны затяжные обильные дожди, вызывающие паводки с подъемом воды в реках на 10-13 м.

Летние температуры высокие с абсолютным максимумом +40 градусов. Повсеместно распространены вечномерзлые грунты. Мерзлая толща имеет мощность до 10-15 м, а температуру от 0,1 до -1,5 градуса. С такими грунтами связаны наледи, льдистость грунтов, включение льда в грунтовую толщу.

Неблагоприятны на всем протяжении трассы инженерно-геологические условия связанные с крупноглыбовыми осыпями, камнепадами, курумами.

Сейсмически опасной является территория Северного Забайкалья, где возможные землетрясения могут достигать 12 баллов по шкале Рихтера. Магистраль на протяжении 410 км проходит в зоне 8-балльного землетрясения и 740 км трассы идет в зоне 9-балльного землетрясения.

При проектировании дороги расчетная балльность принималась не выше 9 баллов.

Рельеф Дальневосточного участка магистрали представлен средними и низковысотными горами с аккумулятивно-денудационными равнинами. Здесь она проходит вдоль южных отрогов Станового хребта, пересекает хребты Турана, Буреинский, Баджальский, Сихотэ-Алинь и выходит к побережью. Равнины здесь увалисты и сильно заболочены.

Замечание 2

В перспективе ветку Байкало-Амурской магистрали планируется продолжить на север Якутии, чтобы активно включать богатства Республики в единый хозяйственный фонд России.

Магистраль сегодня и завтра

Байкало-Амурская магистраль является частью советского проекта «Великий Северный железнодорожный путь». Её строительство связано с целью освоения новых районов Сибири, лежащих севернее Транссиба.

В районах прохождения магистрали предполагалось строительство 9 или 11(по разным источникам) территориально-промышленных комплексов. Из этого числа на сегодняшний день построен только один – Южно-Якутский угольный комплекс.

Трасса работает, но рентабельность её убыточна. Причина убыточности связана с недостаточной загруженностью дороги.

Специалисты считают, что рентабельность магистрали может поднять только один способ – интенсификация хозяйственной деятельности в этой зоне.

Важным моментом является вложение средств в развитие добывающих и перерабатывающих предприятий, расположенных вдоль магистрали.

Объем перевозок по дороге один из самых низких по сети, а это говорит о том, что магистраль относится к разряду малодеятельных дорог освоенческого типа.

В хозяйственном развитии региона роль БАМа сопоставима с ролью Транссиба в России в начале XX века.

Эту дорогу необходимо сделать главной магистралью подключения России к Азиатско-Тихоокеанскому региону и конкурентоспособной с Транссибом и трансазиатской железнодорожной магистралью.

Рентабельность магистрали будет оставаться малоэффективной, если не будет связана с программой хозяйственного освоения. Правительством России ещё в 2007 г. был одобрен план строительства «капиллярных» веток к месторождениям полезных ископаемых, а также принято решение о строительстве Сахалинского тоннеля или моста.

В городах и поселках БАМа сегодня очень обострились негативные процессы, одним из которых является безработица, вынуждающая людей покидать свой дом.

В районе магистрали складывается сложная демографическая ситуация: в Забайкалье и на Дальнем Востоке вследствие миграции увеличивается вакуум, а со стороны Китая растет давление и во многих районах идет ползучая «китаизация». Сегодня в районах Сибири и Дальнего Востока проживают сотни тысяч китайских граждан.

Таким образом, интересы России требуют заселения зоны БАМ.

Магистраль имеет и сохраняет военно-стратегическое значение, как рокадная дорога, идущая вдоль российско-китайской границы.

Объем инвестиций в БАМ по «Стратегии-2030» составит около 400 млрд. рублей и построено будет 13 новых грузообразующих линий железных дорог, протяженность которых составит 7 тыс. км.

Сегодня уже ведется строительство ветки Шимановская-Гарь-Февральск-Улак-Эльгинское месторождение. Это говорит о том, что история Байкало-Амурской магистрали, несмотря ни на что, продолжается.

Дата последнего обновления статьи: 23.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot