Мировая транспортная система
Мировая транспортная система – это огромная структура, представляющая собой совокупность всех путей сообщения, транспортных средств и транспортных предприятий во всем мире.
Масштабы мировой транспортной системы колоссальны – протяженность всех путей сообщения, не учитывая морские пути, составляет 50 млн. км, а число, работающих в этой сфере почти 100 млн. человек.
Мировая транспортная система ежегодно перевозит огромное количество грузов и пассажиров, поэтому основным показателем работы транспорта будет грузооборот и пассажирооборот.
Транспортная система образована всеми видами транспорта – железнодорожным, автомобильным, морским, речным, водным, воздушным, трубопроводным.
Рисунок 1. Мировая транспортная система. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Транспортные пути распределяются неравномерно, из их суммарной длинны в 50 млн. км на автомобильные дороги приходится 32 млн. км, на железные дороги – 1,3 млн. км, на трубопроводы – 1,9 млн. км, воздушные пути – 10 млн. км, на внутренние водные пути – 0,6 млн. км.
Из всех видов транспорта быстрее и лучше всего развивается автомобильный транспорт, который стал самым популярным в перевозках не только пассажиров, но и грузов.
Основная часть автомобильных дорог приходится на развитые страны мира и лидерами здесь являются:
- США,
- Китай,
- Россия,
- Индия,
- Бразилия.
Что касается железнодорожного транспорта, то его популярность становится ниже, хотя он по-прежнему востребован.
Проблемой железнодорожного транспорта является его неравномерное распределение по планете - большая часть инфраструктуры находится в развитых странах мира, и здесь лидерами опять являются Россия, США, Германия, Китай, Канада. Однако есть и такие государства, жители которых не видели поездов.
Железные дороги сегодня по востребованности и по протяженности уступают трубопроводам. Транспортировка нефти и газа по трубопроводам составляет более 10% всех грузоперевозок.
Если в перевозке пассажиров лидером является автомобильный транспорт, то в перевозке грузов – водный транспорт.
На долю морского транспорта приходится 2/3 отрасли. Основным бассейном грузоперевозок является Атлантический океан, соединяющий Старый и Новый свет.
Безусловно, альтернативой морскому может быть воздушный транспорт, но проблема заключается в его дороговизне и малом количестве грузов, которые можно перевезти.
По транспортировке грузов внутренним водным транспортом лидерами являются такие реки как Амазонка, Миссисипи, Енисей, Обь.
В этом сегменте транспортной мировой системы лидерами являются:
- Россия,
- Китай,
- США,
- Франция,
- Нидерланды.
Географическое положение страны оказывает влияние на преобладающее развитие транспорта, например, островная Япония имеет большую протяженность морских путей.
Россия, США, Китай обладают огромной территорией, поэтому основная ставка делается на железнодорожный транспорт, а Западная Европа предпочитает автомобильный транспорт ввиду высокой плотности населения.
Особенности пассажирских перевозок
Особое место в работе транспорта занимают перевозки пассажиров, потребность в которых связана с производственной деятельностью и культурно-бытовой необходимостью.
География транспортных услуг представлена внутригородскими, пригородными, междугородными и международными перевозками, характеризующиеся ёмкостью рынка, уровнем конкуренции, мотивацией поездки, эластичностью спроса.
По количеству перевезенных пассажиров наиболее значительными являются внутригородские перевозки. Транспортный рынок крупных городов представлен автобусными, трамвайными и троллейбусными перевозками, метро, железнодорожным и личным транспортом, маршрутными такси, поэтому достаточно конкурентоспособен.
В городах с небольшим населением, транспортный рынок представлен в основном автобусным и личным транспортом, поэтому более монополизирован.
Пригородные перевозки предполагают региональное перемещение и по массовости стоят на втором месте после внутригородских.
Рынок этого вида услуг представлен железнодорожным, автобусным и личным транспортом.
На выбор определенного транспорта большое влияние оказывает удобство и надежность расписания, а не ценовой фактор конкуренции.
В ежедневных поездках в пригородном сообщении основным видом является железнодорожный транспорт, потому что имеет высокую провозную способность, надежность и регулярность.
Местные перевозки осуществляет в основном железнодорожный транспорт и автобус. Верхний уровень тарифов определяется железнодорожным транспортом. Для этого вида перевозок роль неценовых факторов конкуренции усиливается.
Дальние перевозки осуществляются воздушным, железнодорожным, частично автобусным и водным транспортом.
Между железнодорожным и воздушным транспортом конкуренция носит как ценовой, так и неценовой характер.
По количеству перевезенных пассажиров на железнодорожном транспорте первое место приходится на пригородное сообщение, удельный вес которого в 2012 г достиг почти 90%.
Средняя дальность поездок составляла немногим более 40 км. Доля перевозок в дальнем следовании составляет 61% пассажирооборота при небольшом удельном весе в общем объеме.
В межрегиональных перевозках средняя дальность составила 252 км, а в международных перевозках – 304 км.
Численность и транспортная подвижность населения обуславливают объемы пассажирских перевозок.
Подвижность населения определяется численностью населения страны и тенденциями её изменения, уровнем благосостояния человека, характером размещения населения по территории страны, наличием и уровнем состояния санаторно-курортной сети, развитием всех видов пассажирского транспорта, а также размерами тарифов на перевозки.
Особенности грузовых перевозок
Самым востребованным транспортом среди всех видов международных грузоперевозок является автомобильный.
Главная его особенность заключается в том, что основным транспортом в маршруте может быть любой другой – грузовой авиатранспорт, железнодорожный, морской, но в большинстве случаев конечная доставка груза выполняется на автомобиле. Таким образом, данная особенность делает автомобильные перевозки на международных маршрутах незаменимыми.
Доставка грузов с помощью автомобильного транспорта соединяет отправителя и получателя одной ступенью, а это значит, что груз не будет перемещаться с одного вида транспорта на другой, в результате чего снижается риск по его утере или порче.
Однако при доставке груза таким способом, можно назвать и негативные черты – все трассы стандартные и имеют ограничения по ширине полосы и допустимой высоте транспорта, проблемы, связанные с плохой погодой, несовершенство дорожного покрытия мешают его работе.
Доставка грузов по железной дороге является актуальной для стран, имеющих большую территорию, например, для России. Отличительная особенность железнодорожного транспорта от автомобильного заключается в том, что поезда свободнее относятся к габаритам доставляемого груза.
Подвижной состав позволяет доставлять довольно тяжелые предметы и сырье. Кроме этого, к поезду можно прицепить большое количество вагонов и за короткое время и один рейс доставить большое количество грузов с меньшими затратами.
К минусам в работе железнодорожного транспорта можно отнести составление подробной документации, отсутствие мобильности при составлении маршрута и др.
Доставка грузов по воздуху будет самой дорогой, но, тем не менее, этот способ востребован, потому что имеет максимальную скорость. Классификация авиаперевозок имеет сходство с автомобильной.
Услуги авиаперевозчиков используют тогда, когда стоит вопрос срочности доставки, а не вопрос цены. Со временем и с развитием новых технологий данный способ доставки, возможно, потеснит по популярности перевозку грузов автомобильным транспортом.
Доставку грузов по воде используют, когда сроки не поджимают. Морские перевозки больше всего используются в сырьевой сфере, поскольку грузы очень тяжелые и объемные. Морской транспорт относится к старым и традиционным способам доставки.
Таким образом, основными критериями выбора оптимального варианта перевозки грузов являются время доставки и стоимость.