Коренные народы Урала
Урал населяют самые разные народы – башкиры, татары, марийцы и т. д. Однако и до их прихода уральская земля была заселена людьми. Ученые считают, что один из коренных народов Урала – это манси, которых до революции называли вогулами.
Рисунок 1. Коренные народы Урала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Манси относятся к угро-финской языковой группе. Они населяли территорию в древние времена, которая проходила севернее реки Яик (современный Урал), но были вытеснены кочевыми племенами. Народ этот упоминается у Нестора в его «Повести временных лет». Вогулы сопротивлялись русской экспансии, но очаги сопротивления были подавлены в XVII веке. Крещение вогулов происходило в три этапа – в 1714 г., в 1732 г. и в 1751 г.
Вогулы вели кочевой и оседлый образ жизни. Летом они жили в чумах, а зимой в шалашах или в юртах с оборудованным очагом. Оседлые вогулы строили бревенчатые хижины с земляным полом и плоской крышей. Занимались они в основном охотой, а с приходом русских переняли их порядки и обычаи. Численность этого народа сегодня сокращается, а молодежь порой даже не знает родного языка.
В таежной зоне Северного Приуралья селились коми или зыряне, которые тоже относятся к угро-финской языковой группе. Как и вогулы, они занимались охотой, земледелием и скотоводством.
В пределах современного Пермского края, а раньше Пермской области проживают коми-пермяки, которые появились на Урале к концу первого тысячелетия. Численность коми-пермяков в то время составляла не менее 4,5 тыс. человек, а территория расселения народа совпадала с границами Перми Великой. В ходе колонизации они переселились на берега рек Косы и Иньвы, где и сегодня сохраняется основное ядро этого народа.
Небольшой по численности коренной народ Пермского края – коми-язьвинцы, проживают на своей исторической родине – на верхней Язьве в Красновишерском районе.
Башкиры упоминаются в летописях, начиная с X века. Их предки проживали в степях Приаралья, а затем мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала.
Коренной народ Урала – марийцы, которых прежде называли черемисы или мари, тоже относятся к финно-угорским народам. Сегодня они проживают в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. В Свердловской области так же есть марийские деревни.
При смешении финно-пермских и угорских народов в IX веке нашей эры сформировались древние удмурты. Формирование народа проходило в междуречье Волги и Камы. Численность удмуртов в XVI веке не превышала 4000 человек.
В Челябинской области в Нагайбакском районе живут потомки крещеных татар-казаков, которых называли нагайбаки. Их считают потомками ногайских татар, и сегодня они имеют статус коренного малочисленного народа.
Вторым по численности народом Урала после русских являются татары. Значительная их часть проживает в Башкирии. Есть на Урале и полностью татарские деревни.
Историко-культурные особенности народов Урала
На культуру и быт коренных жителей Урала очень большое влияние оказали русские во время освоения этой территории. На протяжении XII –XVII веков шло взаимообогащение культур, которое более всего было ощутимо в передаче навыков пашенного земледелия, происходило распространение русского языка, письменности, православной религии. Русские тоже многое перенимали у коренных жителей Урала, например, некоторые приемы охоты, ловли рыбы и другие элементы культуры.
Развитие русской культуры на Урале имело некоторые особенности, оставаясь при этом частью общерусского культурно-исторического процесса. Эти особенности были связаны с условиями освоения края, характером социально-экономических отношений и контактов с другими народами. Преобладающим населением на Урале в это время было черносошное крестьянство и посадское население.
В XVI-XVII веках создаются и переписываются книги, продолжаются традиции летописания, обогащается фольклор, распространяется грамотность не только среди посадских и служилых людей, но и среди части крестьянства. В это время в вотчинах «именитых людей» Строгановых сложился крупный культурный центр, который обладал книжными собраниями, иконописными мастерскими, поощрялось развитие музыкально-хорового искусства.
Жители Урала в это время широко применяли технические знания. Связаны они были, прежде всего, с поиском, добычей, обработкой минеральных ресурсов, а добыча соли достигла высокого технического уровня – применяли бурение на большую глубину скважин, для подъема рассола использовали насосы. Для соляных варниц применяли более совершенное оборудование. Все практические навыки местного населения и их технические знания были условием развития горной промышленности.
Развитыми были разные виды прикладного искусства, оно тесно связывалось с хозяйственным бытом населения и традиционным мировоззрением.
Обработка дерева и бересты, металла и кости, изготовление вязаных изделий и узорных тканей уходят своими корнями к древнейшему времени.
Коми и удмурты владели браным, закладным, многорезным ткачеством.
Народы, проживавшие в зоне тайги изготавливали для своих потребностей разнообразную деревянную утварь, с целью приготовления пищи и хранения продуктов. Изделиям придавали красивую форму, украшали резьбой. Береста и корни занимали важное место в быту, коми, например, изготавливали чуманы, туеса, заплечные пестери, наплечные сумки-пещорки. Несмотря на то, что приемы обработки дерева были общераспространенными, но вещи некоторых народов Урала отличались своеобразием.
Рыбаки и охотники коми-зырян и коми-пермяков, например, использовали в быту большую солонку, которая была похожа на водоплавающую птицу. Удмурты в своем родовом святилище в передний угол жилища ставили резной стул. Его делали из цельного ствола дерева и использовали для хранения одежды. При возведении жилищ коми-зыряне и коми-пермяки особенно украшали крыши, которые возводили на «самцах» без гвоздей.
Широко использовали музыкальные инструменты, например, «сигудок» – это струнный инструмент у коми-зырян, напоминавший по своему устройству русский гудок.
Влияние русской культуры слабее ощущалось в Башкирии, что связано с распространением ислама, который стал среди башкир господствующей религией уже в XVI веке.
Природное и культурное наследие
Наследием является то, что получено от предыдущих поколений. Корень слова «след», который запечатлен в нашей жизни прошлым, это те корни, которые питают современное общество. Хранить и стремиться постичь это наследие, значит постичь самого себя.Наследие – это весь мир, целостность природных процессов, а не просто феномен человеческой культуры.
Природа обладает свободой, она не зависит от человека, в этом состоит глубокое осознание того, что человек не может существовать не только вне биологического, духовного и культурного, но и природного комплекса.
Древний человек воспринимал мир живым и священным, это было донаучное восприятие, и основой его был бытовой и эмоциональный опыт человека.
Задача современная связана с осознанием культурной и природной жизни в неразрывном единстве. Природное и культурное наследие отражает Духовное богатство её народа, многовековой опыт творцов и созидателей.
По всей протяженности Урала располагаются объекты, удивительные по красоте и ценные с исторической точки зрения.
Природные достопримечательности имеют как естественное происхождение, так и созданное руками человека. Их можно разделить на два основных типа:
- природные объекты,
- памятные места.
Природные объекты представлены реками, озерами, пещерами, степями, скалами, бескрайними таежными лесами и делают Урал уникальным достоянием страны.
Экологически чистое озеро Зюраткуль, расположенное на высоте 734 м в зимний период покрывается льдом, а на его берегах были найдены свидетельства древней жизни в этом районе.
Озеро Горькое, расположенное в Увельском районе, внесено в Список особо охраняемых объектов природы. Это соленое озеро находится в своем естественном состоянии. Строительство и организованный отдых на его берегах запрещены.
Памятные места связаны с древней историей каменного века, с историей освоения региона в XVII-XVIII веках. Одним из памятников культурно-исторического наследия Урала считается Аркаим, укрепленное поселение эпохи средней бронзы III-II тысячелетия до нашей эры. Расположен этот уникальный памятник древности в Челябинской области на возвышенном мысу слияния рек Большой Караганки и Утяганки.