Предпосылки великих географических открытий
Новый тип судна – каравелла, появившаяся в $XV$ в., привела к прогрессу в мореплавании. Можно было достаточно спокойно совершать длительные океанские плавания. Это были быстроходные маневренные корабли с парусным оснащением, появившиеся приборы – астролябии, давали возможность ориентироваться в дальних морских походах. С их помощью можно было определять географические координаты.
Европейцев привлекала Индия, известная им еще с античных времен. Эта сказочная страна была богата пряностями, ценившимися на вес золота, но прямых связей с ней тогда не существовало, а турецкие завоевания привели к резкому сокращению торговли, прибыльной для европейских купцов.
Европейское население после Крестовых походов приобщилось к ценностям повседневной восточной культуры, потребность в предметах роскоши сильно возросла. Возросла потребность и в самом золоте, потому что развитие торговли сопровождалось быстрым расширением денежного обращения. Безусловно, все это побуждало к поиску новых торговых путей на Восток, проложенных в обход турецких и арабских владений. Индия для отважных мореплавателей становилась магическим символом.
Путешествие Христофора Колумба
Индия манила к себе европейцев и выход предложила передовая наука того времени. Итальянский ученый Паоло Тосканелли, убежденный в шарообразности Земли, доказал, что достичь Индию можно, если из Европы плыть всё время на запад. Другой итальянец – Кристобаль Колон, известный под именем Христофора Колумба, на этой основе разработал план экспедиции в Индию этим западным путем.
Ему удалось добиться одобрения испанской монаршей четы – короля Фердинанда и королевы Изабеллы. В далекое путешествие были снаряжены три корабля «Пинта», «Нинья», «Санта-Мария», вышедшие из устья реки Гвадалквивир в $1492$ г. Они держали курс на Запад. После многодневного плавания Колумб достиг острова Сан-Сальвадор вблизи американских берегов. Это была дата открытия Америки, хотя сам Колумб был убежден, что это Индия. Обитателей вновь открытых земель стали называть индейцами.
Отважный итальянец до $1504$ г. совершил ещё три плавания и сделал новые открытия в бассейне Карибского моря.
Были открыты «две разные Индии» – португальцами и испанцами. Описания, данные ими, резко отличались друг от друга, поэтому закрепились названия Ост (Восточная) и Вест (Западная) Индии. Европейцы постепенно осознали, что это не просто разные страны, но даже разные материки.
Земли, открытые в Западном полушарии, Америго Веспуччи предложил назвать Новым Светом, который позже получил его имя и стал называться Америка. Вест-Индией стали называть острова, расположенные между берегами Северной и Южной Америки. За собственно Индией сохранилось название Ост-Индия.
Открытие Тихого океана. Фернан Магеллан
Открытая Колумбом Америка не приносила испанской короне больших доходов. Её, скорее всего, считали досадным препятствием на пути в богатую Индию, и продолжали стимулировать дальнейшие поиски. И вот здесь, открытие огромного океана по другую сторону Нового Света имело большое значение.
Поступивший на испанскую службу португальский мореплаватель Фернан Магеллан организовал первое в истории кругосветное плавание. Он был убежден в том, что, обогнув Америку с юга, можно достичь Индии, двигаясь западным морским путем. Экспедиция, состоявщая из $265$ человек и пяти кораблей – «Тринидад», «Сан - Антонио», «Консепсьон», «Виктория», «Сантьяго» – началась в $1519$ г.
За время своего путешествия Магеллан исследовал восточный берег Южной Америки, открыл пролив из Атлантики в Тихий океан. Впервые люди получили весомое доказательство того, что Земля действительно имеет форму шара, а Тихий океан значительно обширнее, чем предполагалось ранее. Стало понятно, что Мировой океан един и омывает все материки. Открытием Марианских и Филиппинских островов Испания удовлетворила свои амбиции.
Магеллану не суждено было вернуться домой, он погиб, ввязавшись в междоусобную войну с туземцами.
Кругосветное путешествие Магеллана считается величайшим событием $XVI$ в. Оно потрясло воображение современников, но его практический результат был ограничен: трудности и опасности плавания не окупались теми выгодами, которые оно могло принести.
Пират её Величества – Фрэнсис Дрейк
Географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны Дрейку многими важными уточнениями карты мира. Властный и раздражительный, жадный, мстительный и суеверный он был носителем бешеного характера. Однако надо сказать, что не только жажда золота и почестей заставляла его отправляться в рискованные плавания. Возможность побывать там, где никто из англичан еще не был, привлекала его не менее сильно. Отличившись в подавлении ирландского восстания, Дрейк был представлен королеве Елизавете $I$ и изложил ей свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки.
Под своё начало он получил пять кораблей и $160$ отборных матросов. Имена джентльменов, давших деньги на снаряжение экспедиции, по условию королевы, должны были остаться тайной. Истинные цели экспедиции были скрыты, в результате чего испанский посол в Лондоне – дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.
Пять кораблей – флагман «Пеликан», «Елизавета», «Златоцвет», «Лебедь» и галера «Христофор» $13$ декабря $1577$ г. покинули Плимут. Из всех путешествий, которые когда-либо совершались, это было самое доходное. Оно принесло $4700\%$ прибыли, что составило около $500$ тысяч фунтов стерлингов, для сравнения годовой доход королевской казны в то время составлял $300$ тыс. фунтов. Испанской короне был нанесен ощутимый ущерб. Они требовали голову Дрейка, но его не только не выдали, а сделали национальным героем, которому рукоплескала вся Англия. Таким образом, совсем не удивительно, что королева Елизавета $4$ апреля $1581$ г. лично посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари. Это была большая награда, так как в то время в Англии имевших такое звание, насчитывалось всего $300$ человек.
Мореход-первооткрыватель – Семен Дежнёв
Будущий первопроходец Семен Иванович Дежнёв родился в Великом Устюге. Будучи взрослым, он принимал участие в основании Нижнеколымского острога – будущей опорной точки русских путешественников, которые искали выход к устью реки Анадырь. Дежнёв совершил несколько походов по рекам Северо-Востока России – Индигирке, Яне, Колыме до устья реки Лены, но Анадырь привлекала его особенно. Слухи того времени говорили, что много там водится моржей, а это значит, что есть моржовая кость, высоко ценившаяся в России.
Неудачную попытку добраться до устья реки Анадырь он предпринимает в $1647$ г., попав в экспедицию Ф.А. Попова. Новый поход к реке решено совершить на следующий $1648$ г. Во главе экспедиции стоял уже сам Семен Дежнёв, а группа, вышедшая из устья Колымы, состояла из $90$ человек. В очень трудных условиях на восток по морю шли русские корабли. Из семи кораблей в пролив вошли только три коча, где увидели мыс, названный ими Чукотский Нос, а также несколько островов. Это был тот самый пролив между Евразией и Северной Америкой, который сегодня называют Берингов.
Пролив, открытый Дежнёвым стал доказательством того, что Америка является самостоятельным материком, а из Европы в Китай можно пройти через северные моря вокруг Сибири. К устью реки Анадырь в $1649$ г. подошла группа, состоящая из $13$ человек. Поднявшись вверх по реке люди, заложили зимовье и основали Анадырский острог. Семен Иванович Дежнёв прожил в этом остроге $10$ лет. Моржовый промысел, который ему удалось наладить, приносил России большой доход.
Главная заслуга русского путешественника состоит в том, что он открыл проход из Северного Ледовитого Океана в Тихий, описал этот путь и составил его подробный чертеж. Упрощенные с приблизительными расстояниями карты Семена Дежнёва, имели большое практическое значение. Через $80$ лет экспедиция Витуса Беринга подтвердила все открытия, сделанные Дежнёвым.
В поисках Южной Земли
Если Америка в ходе поисков западного морского пути в Индию была открыта случайно, то с Австралией дело обстояло несколько иначе. Сначала узнали от малайцев о её существовании, затем обнаружили часть её побережья, которое совсем никого не заинтересовало. Поиски продолжались в разных направлениях, а после открытия, оказалось, что искали совсем не то. Эта история переплетается с одним из географических мифов античности – мифом о Южной Земле. Географы античности считали, что в Южном полушарии должна находиться суша, уравновешивающая огромные пространства двух полушарий.
Несколько позже идея существования Южной Земли вновь охватила умы путешественников. Картографы того времени очень смело фантазировали, потому что высокие широты Южного полушария оставались мореплавателям еще неизвестны. Моряки, попадавшие туда, стремились повернуть назад и, неслучайно окрестили $40$-е широты – «ревущими», $50$-е широты – «свистящими», $60$-е – «неистовыми».
Выступом этой Южной Земли географы считали остров Огненную Землю, которую от Америки отделял Магелланов пролив. В $1616$ г. голландцы установили, что Огненная Земля – это остров, а не материк.
Последующая трансформация образа неведомой Южной Земли связана с открытиями в Океании и первая высадка европейцев на Австралийском континенте, но голландцы были уверены, что открытая ими земля является частью Новой Гвинеи. За $20$ лет ($1616-1636$ гг.) голландские моряки открыли северо-западное побережье, западное и значительную часть южного побережья Австралии. Плавание Абеля Тасмана границы Южного материка отодвинуло далеко к югу. После плавания Тасмана исследование Австралии и поиски новой Южной Земли расходятся. Более позднее плавание Джеймса Кука показало, что никакой Южной Земли не существует.
Заслуга открытия этого нового материка, поисками которого занимались европейцы, принадлежит русским матросам, под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.