Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Международные морские проливы и каналы

Международные проливы

Определение 1

Международные проливы – это морские пути, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства.

Международные проливы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Международные проливы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Есть проливы, которые ведут во внутренние воды страны, например, Керченский пролив. Есть проливы, которые для международного судоходства не используются, потому что относятся к внутренним морским путям, например, пролив Лаптева или Лонг-Айленд.

Правовой режим таких проливов определяется законами прибрежного государства. У проливов есть свои особенности, но считается, что Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Ла-Манш, Ормузский и другие проливы являются мировыми морскими путями, которые открыты для свободного мореплавания всех стран.

Когда устанавливается правовой режим морских проливов, государства учитывают два фактора – географическое положение пролива и значение этого пролива для международного судоходства.

Международные проливы по правовому режиму могут быть следующие:

  • Проливы для мирного прохода, например, Мессинский пролив в Италии, разделяющий эту страну и ей же принадлежащий остров.
  • Проливы, ведущие из открытого моря в территориальные воды неприбрежного государства, например, Тиранский пролив, который соединяет Красное море и Акабский залив;
  • Проливы с транзитным проходом – одни из них перекрываются территориальными водами прибрежных государств, например, Гибралтарский, Малаккский, другие имеют водную полосу открытого моря, например, Па-де-Кале. При осуществлении транзитного прохода самолеты и суда соблюдают общепризнанные международные правила. Кроме этого соблюдаться должны правила и законы государства, граничащего с проливом;
  • Проливы, на которые распространяются специальные международные соглашения, например, Магелланов, Черноморские проливы, Балтийские проливы.
«Международные морские проливы и каналы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При наличии полосы открытого моря в срединной части пролива действует свобода судоходства, которая принята в открытом море, например, Мозамбикский пролив, Корейский, Тайваньский проливы;

Проливы Балтики – Большой и Малый Бельт, Зунд соединяют Балтийское море с Атлантическим океаном. Проливы Бельтов перекрываются территориальными водами Дании, а пролив Зунд перекрывается водами Дании и Швеции. Правовой режим этих проливов определяется Королевским постановлением Дании 1976 г и Копенгагенским трактатом 1857 г. Акты предусматривают свободу судоходства для торговых судов. Проход военных судов имеет ограничения и требует предварительного уведомления.

Атлантический и Тихий Океаны соединяет Магелланов пролив, берега которого принадлежат Чили. Между Аргентиной и Чили был подписан договор в 1941 г, который устанавливает свободный и беспрепятственный проход всех судов.

Черное и Средиземное моря соединяются проливами Босфор и Дарданеллы, а также Мраморным морем. Суда всех стран в любое время суток и без особых формальностей пользуются свободой прохода в соответствии с Конвенцией о режиме проливов 1936 г.

Что касается военных судов, то для них предусмотрены ограничения. Через проливы черноморские страны могут проводить свои подводные лодки, если они направляются к месту базирования или следуют на ремонт.

Военные корабли нечерноморских стран имеют ограничения прохода через проливы.

Международные каналы

Каналы отличаются от проливов тем, что являются искусственными сооружениями. Их особенностью является то, что они проходят по сухопутной территории какого-либо государства, а это значит, что канал автоматически находится под юрисдикцией и суверенитетом соответствующего государства. Однако для каналов, которые на практике имеют значение для международного судоходства, устанавливаются международные соглашения. Сегодня к таким важным судоходным путям относятся Суэцкий, Кильский, Панамский каналы.

Суэцккий канал находится в пределах Египта и соединяет два моря – Средиземное и Красное. Условия использования канала, протяженность которого 161 км, регулируются законами Египта – это, во-первых, а во-вторых – Константинопольской конвенцией от 29 октября 1888 г.

Для судоходства канал был открыт в 1869 г. В канале запрещены военные действия, строительство иностранных военных баз, блокада.В Конвенции закреплен принцип равенства государств-участников, что касается пользования каналом. Безопасность и общественный порядок в Суэцком канале обеспечивается Администрацией Суэцкого канала. О прохождении через канал следует уведомлять за 4 суток до вхождения в него. По правилам судоходства по каналу требуется лоцманская проводка.

Панамский канал проходит по территории Панамы, соединяя Атлантический и Тихий океаны. Его протяженность 82 км. До 2000 г США осуществляли управление каналом, которое с 1 января этого же года было передано панамским властям.

Панамский канал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Панамский канал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Между Панамой и США в 1977 г был заключен Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации канала. Задача Панамы обеспечить безопасность и открытость канала для мирного транзита всех судов на условиях равенства и отсутствия дискриминации, согласно ст. 2 Конвенции. Лоцманская проводка через Панамский канал осуществляется безвозмездно, несмотря на то, что за проход взимаются специальные пошлины и сборы.

Кильский канал проходит через территорию Германии и построен в1895 г. Первоначально этот канал был полностью под суверенитетом Германии. После Первой мировой войны страны-победительницы включили в Версальский мирный договор положение о международном режиме использования канала. Сегодня канал открыт для всех судов за установленный Германией сбор. Правила судоходства устанавливаются законодательными актами Германии.

В доктрине международного права все международные каналы рассматриваются как «общественная дорога». Сегодня, те государства по территории которых проходят международные каналы, стремятся расширить свои административные полномочия.

Проблема безопасности черноморских проливов

Через два международных пролива – Босфор и Дарданеллы Россия экспортирует нефть и нефтепродукты.

Безопасность транспортировки упирается в невозможность получить беспрепятственный доступ в этом направлении. Особенно острой эта проблема становится зимой.

Постоянная задержка при прохождении проливов ведет к срывам графиков отгрузки и, безусловно, на рентабельности поставок нефти это сказывается отрицательно.

Данная проблема связана с политикой Турции, которая стремится без согласования с международными организациями и странами региона в одностороннем порядке ужесточить правила прохода судов, нарушая международную конвенцию.

Специалисты считают, что Турция стремится вывести проливы из-под международной юрисдикции. Ситуация, в принципе, не нова – борьба за контроль над проливами является краеугольным камнем на протяжении 3-х последних столетий.

Современный режим судоходства в проливах Босфор и Дарданеллы был установлен Конвенцией о режиме проливов в 1936 г и подписан в Монтрё.

Права черноморских стран были признаны и в соответствии с документом торговые суда имеют право беспрепятственного прохода в любое время суток и независимо от флага и вида перевозимого груза.

Если статус проливов будет изменен, то для некоторых экономик причерноморья возникают дискриминационные условия, а это очень остро может сказаться на перспективах экспорта российской нефти.

Поскольку ряд формулировок Конвенции размыт, то воспользовавшись этим, турки делают попытки их изменить, например, часть Босфора ещё в 1982 г была отнесена к территории портал Стамбул.

Позже Турция предприняла ещё один шаг, изменив название проливов. Пролив Босфор был переименован в Стамбульский пролив, а Дарданеллы – в пролив Чанаккале.

Попытки монополизации зоны проливов Турция не оставляет и сегодня, обходя международные соглашения.

Правительство Турции в одностороннем порядке приняло в 1994 г новый регламент судоходства в проливах, а в 2018 г ситуация в районе Босфора приняла угрожающий характер.

Суть его заключалась в том, что Министерство транспорта Турции, нарушив международные соглашения, в одностороннем порядке ввело ограничения на прохождение крупнотоннажных судов по проливам.

Черноморские проливы для России очень значимы, а попытки Турции навязать международным игрокам свои условия, вызывают серьезные опасения и требуют обсуждения на самом высоком уровне.

Дата последнего обновления статьи: 24.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot