Главные признаки макрорегиона и экономического района
Территория России делится на крупные экономические зоны, которые имеют характерные для них природные и экономические условия развития производительных сил.
Эти крупные экономические зоны получили название макрорегионов. В пределах России выделяются два больших по площади макрорегиона – Западная часть страны и Восточная часть страны.
Подходы к формированию этих зон не совпадают, потому что ресурсы их развития – природные и демографические – совершенно различны.
Западная зона или Европейская часть России на своей территории сконцентрировала большую часть населения страны, а именно 78%, производит 73% товарной промышленной продукции и 76% сельскохозяйственной продукции с одной стороны, а с другой стороны, эта зона испытывает большой недостаток природных ресурсов и в первую очередь топливно-энергетических.
Восточный макрорегион обеспечивает страну сырьем, топливом, конструкционными материалами, потому что основные природные ресурсы находятся на его территории.
Этот крупнейший по площади регион дает более 79% угля, нефти вместе с газовым конденсатом 69%, дает 92% газа, 62% продукции цветной металлургии.
Границы между Западным и Восточным макрорегионом проводятся несколько условно, потому что в том и другом есть районы, характеристики которых отклоняются от присущих макрорегиону закономерностей.
Например, арктические районы той и другой зоны по своим природно-климатическим и ресурсным предпосылкам, уровню социально-экономического развития и освоенности, резко выделяются.
Но, совсем не актуально выделять эти арктические районы в самостоятельную макроединицу, потому что их организационные формы жизнеобеспечения и управления жестко привязаны к уже сложившейся структуре административного деления России.
Если взять Поволжье и Урал, то раньше они входили в состав Восточной зоны, а затем были переведены в Западную зону, потому что имели большую схожесть по обеспеченности ресурсами и уровням развития.
Территориальная структура народнохозяйственного комплекса состоит из экономических районов, которые являются её основными элементами.
Каждый район в территориальном разделении труда имеет свою специализацию, сложившуюся на основании сочетания природных ресурсов данной территории и социально-экономических предпосылок.
Признаком экономического района является относительно законченная система воспроизводственного процесса.
Определений экономического района в специальной литературе очень много, но почти все они включают базовые элементы, такие как хозяйственная специализация, территориальное сочетание природных ресурсов и социально-экономические предпосылки развития.
Для определения экономического района принципиальным является комплексный подход к учету всех факторов и предпосылок, которые позволяют выделить его в равноправную территориальную единицу.
Таким образом, в составе макрорегионов находятся экономические районы и регионы, которые отличаются общими природными условиями, чертами экономики и тенденциями дальнейшего развития. Для выделения макрорегионов главными принципом является уровень хозяйственного освоения территории, а также соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования в хозяйстве.
Макрорегионы России и их характеристика
Исходя из специфики природных условий, факторов развития и размещения производительных сил сегодня в России можно выделить три уровня макрорегионов:
- Первый уровень включает три макрозоны – европейская часть страны вместе с Уралом, Сибирь и Дальний Восток. Российский Север. Важность и необходимость выделения Российского Севера, связана с тем, что эта территория имеет вечную мерзлоту, крупнейшие углеводородные запасы и необходимость особой стратегии социально-экономического развития данной территории;
- Второй уровень может быть представлен укрупненными районами – Большим Северо-Западом, Большим Центром, Югом вместе с Крымом, Уралом и Поволжьем, Сибирью и Дальним Востоком;
- Третий уровень образуют современные 11 экономических районов – Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.
Особым видом районирования является выделение программно-целевых народно-хозяйственных зон, например, нечерноземная зона, зона Байкало-Амурской магистрали или территориально-производственных комплексов – Канско-Ачинский ТПК, Южно-Якутский ТПК, Тимано-Печорский ТПК и др.
Крупные экономические районы России можно также подразделить по уровню обеспеченности их полезными ископаемыми, в этом плане выделяется четыре группы:
- К первой группе относятся районы с широким набором полезных ископаемых и благоприятными условиями для развития производства, они могут опираться на ресурсы Восточной Сибири и Урала;
- Вторую группу могут образовать районы, имеющие богатые подземные ресурсы и их добычу в крупных масштабах – это Северный, Поволжский Западно-Сибирский, Дальневосточный районы;
- Третью группу составят районы, имеющие ограниченный круг полезных ископаемых, хотя по отдельным их видам запасы могут быть значительными – Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский районы;
- Четвертая группа районов имеет очень скудные запасы природных ресурсов – Центральный и Волго-Вятский районы.
Многие виды полезных ископаемых в пределах европейской России имеют только внутрирайонное значение. За исключением Северного района, топливно-энергетические ресурсы здесь очень малы, а основные их запасы сосредоточены в пределах азиатской части страны.
Кроме топливных ресурсов в азиатской части размещаются запасы руд цветных металлов, горнохимического сырья, горнорудного сырья, но месторождения удалены от основных мест расселения и промышленных центров.
Неравномерно размещаются и лесные ресурсы. В восточной зоне сосредоточено 2/3 запасов леса, в то время как в Западной зоне вместе с Уралом только 1/3 этих запасов.
Размещение населения имеет ярко выраженные различия в сдвигах между западом и востоком страны. Численность населения в восточной части России устойчиво падает, а в западной части, исключение составляет Северный район, наоборот устойчиво растет.
Большой поток мигрантов особенно значителен для Центрального и Центрально-Черноземного районов.
Большие диспропорции наблюдаются и в территориальной структуре хозяйства – сдвиг производства происходит в освоенную и заселенную западную часть России и, прежде всего, в Большой Центр.
Внутри экономических районов наблюдается перемещение промышленности к большим городам и агломерациям.
Все эти особенности говорят о том, в России происходит сужение экономического пространства.
Стратегия пространственного развития России
На сегодняшний день существует «Стратегия пространственного развития», доработанная Министерством экономики России, по которой предлагается разделить территорию России на 14 макрорегионов.
О необходимости таких изменений в мартовском Послании Федеральному Собранию впервые заявил Президент РФ В.В. Путин.
Президент считает, что Стратегия должна быть связана с национальными проектами и с прогнозами по численности населения.
Стратегия имеет цель – раскрыть социально-экономический потенциал территорий страны, в основе которого должна лежать экономическая специализация регионов.
Предлагаемые 14 макрорегионов будут отражать сложившиеся социально-экономические связи, они не будут являться административно-территориальными единицами.
До настоящего времени выделалось два макрорегиона – Северный Кавказ и Дальний Восток. Планируется в дополнение к ним выделить ещё 12 макрорегионов – Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский, Байкальский.
В целом макрорегионы напоминают федеральные округа, но, имеют большее дробление, например, Центральный федеральный округ сегодня это Центральный и Центрально-Черноземный макрорегионы.
Сибирский округ в документе предполагается разделить на три макрорегиона – Южно-Сибирский, Енисейский, Байкальский. Такое деление, считают специалисты, даст возможность обеспечить лучшие условия для межрегионального взаимодействия.
Предполагается, что в составе каждого макрорегиона будет находиться один крупный центр экономического роста.
На сегодняшний день в России насчитывается 14 крупнейших и 6 крупных городских агломераций и 4 минерально-сырьевых центра. Помимо всего в макрорегионе обязательно должны быть объекты инфраструктуры.
Эти объекты будут обеспечивать связанность территорий, и давать выход к международным рынкам или транспортным коридорам Запад-Восток, Север-Юг.
Предложенная Стратегия устроила не всех, например, полпреда Президента в Сибирском федеральном округе – С. Меняйло.
Он считает, что проект Стратегии должен быть откорректирован. По его мнению, если в Сибирском федеральном округе будет три макрорегиона, то произойдет ослабление интеграции межрегиональных процессов.
Кроме этого произойдет усиление проблем сибирских регионов, нарушатся сложные условия хозяйствования и жизнедеятельности.
Он считает, что правильнее на этой территории создать единый сибирский макрорегион, который объединит 12 субъектов России.
Безосновательными являются и разговоры о том, что формирование 14 макрорегионов могут явиться причиной разделения страны на 14 частей.
В тексте Стратегии подобное утверждение обосновать нечем. Основной принцип Стратегии – обеспечить территориальную целостность, а также единство правового и экономического пространства страны, создать равные возможности для граждан России независимо от их места проживания.