Население Бразилии
В Бразилии проживает более $200$ млн. человек, которые в подавляющем большинстве говорят на португальском языке. В этническом и расовом плане население крайне неоднородно, а его формирование проходило в результате длительного смешения различных этнических элементов. На первом этапе участниками процесса были португальские переселенцы, африканские негры-рабы, и в самой маленькой степени коренные жители – индейцы.
Во второй половине $ XIX$ века на этнический состав большое влияние оказала европейская иммиграция, в основном из Испании, Португалии, Италии, Германии. В начале $XX$ века увеличился приток иммигрантов из Японии и стран Ближнего Востока. Абсолютным иммиграционным рекордом для страны был $1891$ год, когда число прибывших составило $200$ тыс. человек. Несмотря на то, что группы иммигрантов селились замкнутыми компактными колониями, они так или иначе тоже были втянуты в интенсивный процесс межрасового смешения.
На сегодняшний день самым распространенным этническим типом являются метисы. На юге страны преобладающими являются светлокожие, а на севере и северо-востоке – население с темной кожей. Чистокровные индейские племена, сохранившиеся в малообжитых и труднодоступных районах, составляют всего $0,1$ %. Исторические особенности и этнический состав населения способствовали тому, что здесь практически полностью отсутствует расовая нетерпимость, хотя часть бразильского общества от расовых предубеждений далеко не свободна. Чаще всего это относится к негритянскому населению, численность которых составляет $10$ %.
Первая перепись населения прошла в $1872$ году и показала, что в стране проживает $10,1$ млн. человек. В $1973$ году страна перешла $100$-миллионный рубеж. Население размещается по территории страны неравномерно, и средняя плотность составляет $10,9$ чел. на кв км. Основная часть населения проживает на узкой приатлантической полосе, а вглубь страны плотность населения резко сокращается. Самая высокая плотность населения – $3500$ чел. на кв км – отмечается в штате Гуанабара, который включает Рио-де-Жанейро вместе с пригородами. Если в конце $XIX$ века основная часть населения проживала в сельских районах, то с развитием промышленности уровень урбанизации резко вырос, и в $1968$ году в стране уже насчитывалось $226$ городов, население которых было более $50$ тыс. человек. Численность городского населения составила $41,6$ %.
На сегодняшний день в стране есть города-миллионеры, среди которых выделяются:
- Сан-Паулу,
- Рио-де-Жанейро,
- Белу-Оризонти,
- Ресифи.
Близки к миллионникам Салвадор, Порту-Алегри, Форталеза. Несмотря на рост численности городского населения, сельское население по-прежнему является многочисленной группой и связано с сельскохозяйственным производством. Классификация ООН относит Бразилию к группе «новых индустриальных стран».
Промышленность Бразилии
В $60$-е годы $XX$ века экономика Бразилии испытывала крупные вливания иностранного капитала, новых технологий, техники, что стало основой её нынешнего экономического потенциала. За это время в стране была создана современная автомобильная промышленность – по производству автомобилей страна занимает $6$-е место в мире, собственное авиастроение, например, производством пассажирских самолетов ЭРЖ-145, занимается компания «Эмбраэр». Страна располагает развитой нефтепереработкой, аэрокосмическим комплексом. На глазах жизни одного поколения – $70$-$90$-е годы – был сделан резкий скачок в развитии.
Бразильское машиностроение – автомобилестроение и судостроение концентрируется в $2$-х основных промышленных комплексах – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.
В автомобильной промышленности страны занято $100$ тыс. человек, а если взять ещё смежные подотрасли, то все $300$ тыс. Автомобилестроение Бразилии в $1998$ году отмечало свое $40$-летие и уже тогда находилось в десятке автомобилестроительных стран мира. Доля легковых автомобилей составляет $4/5$ всего производства и предназначены они в основном для внутреннего рынка. Автобусный парк Латинской Америки представлен автобусами бразильского производства. Успехи в автомобилестроении связаны с привлечением иностранных корпораций, например, «Дженерал Моторс», «Форд», «Даймлер-Крайслер», «Фольксваген», ФИАТ, «Рено», БМВ, «Тойота», вложивших в развитие этой отрасли более $20$ млрд. долларов.
Налицо успехи Бразилии в области самолетостроения, выпускающей $25$ моделей, в производстве вычислительной и коммуникационной техники, синтетической химии.
Потребности страны в средствах информатики более чем на $50$ % обеспечивают национальные предприятия. Государство поощряет развитие отраслей микроэлектроники и производство персональных компьютеров.
Безопасным с экологической точки зрения и разнообразным является энергетический комплекс Бразилии. В составе этого комплекса находится $2065$ станций, дающих $75$ % мощности. Основу энергетики составляют ГЭС, есть также термоэлектрические, солнечные, ветровые, АЭС. Генерирующая мощность страны за последние $9$ лет увеличилась на $42$ % и составила $103 502$ мВт.
Характерной чертой горнодобывающей промышленности является тот факт, что она работает почти в каждом бразильском штате и добывает более $40$ видов минерального сырья для промышленности. Но, штат Минас-Жерайс является лидером в этой области. Наибольшую значимость для промышленности имеют марганцевые и железные руды. Являясь крупным мировым поставщиком стратегического сырья – вольфрама, ниобия, циркония – испытывает потребности в углеводородах и вынуждена их импортировать. Нефтяная годовая потребность составляет $75$ млн. тонн.
Работают в Бразилии и заводы по производству оружия, которые находятся не только в государственном управлении, но и в руках частных компаний. Выпускаемая ими продукция имеет невысокую цену и отличается своей надежностью, поэтому находит потребителей в развивающихся странах.
Текстильная промышленность страны по экспорту занимает $17$ место, основная часть которого приходится на США, Германию, Аргентину. На текстильных предприятиях, которых насчитывается в стране $15$ тыс., работает около $1$ млн. человек. Большинство текстильных предприятий используют устаревшее оборудование, хотя есть и современные, хорошо оснащенные фабрики. По потреблению текстильной продукции страна находится на $6$-$7$ месте в мире. Молодой национальной отраслью экономики становится туризм. В стране ещё не созданы настоящие курортные районы, и туристические комплексы ограничиваются несколькими дорогими гостиницами в Рио-де-Жанейро, а также горными курортами в Минас-Жерайс.
Сельское хозяйство Бразилии
Ярко выраженная экспортная направленность Бразилии в международном разделении труда представлена продуктами сельского хозяйства – кофе, бананами, какао, соей, рисом. По объему экспорта сельхоз продукции страна уступает только США и Франции.
В стране $20$ % трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. Доля Бразилии в мировом экспорте сельхоз продукции составляет $6,1$ %. В структуре сельского хозяйства лидером является растениеводство, на долю которого приходится $60$ % стоимости всей продукции. В сельском хозяйстве наряду с крупными земельными собственниками-латифундистами, распространены и мелкие собственники-минифундии. Мелкие хозяйства производят основную часть продовольственной продукции – зерновые, бобовые, картофель. Это культуры для внутреннего потребления.
Кроме растениеводческой продукции Бразилия экспортирует поголовье крупного рогатого скота. Животноводство имеет в основном мясное направление и дает $40$ % стоимости. Преобладает в стране пастбищное скотоводство в сочетании с овощеводством. Главным животноводческим районом является центр Западной части страны. На начало $2000 $ года поголовье крупного рогатого скота насчитывало $176$ млн. голов, $30$ млн. свиней, $1050$ млн. домашней птицы, $15$ млн. овец.
К отраслям сельского хозяйства относится изготовление промышленной древесины. Источником получения являются эвкалипты и гондурасская сосна, произрастающих в Амазонии.
Ещё одна отрасль сельского хозяйства – рыболовство. Крупным поставщиком рыбных ресурсов является Амазонка. Ловлей рыбы занимаются частные лица, а её добыча из вод океана осуществляется рыболовными компаниями.