Туризм как социально-экономическая система
Туризм – это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в любых целях, за исключением трудоустройства.
Туризм рассматривается современной экономической наукой как объект изучения для того, чтобы выявить его структуру с многообразием связей, а с другой стороны определить характер взаимодействия с внешней средой.
Туризм включает две субсистемы – субъект и объект туризма. Понятно, что субъект является потребителем туристских услуг, т.е. туристом.
Объект тризма состоит из трех элементов – туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.
К понятию туристский регион существует два подхода. Первый подход – это географическая территория, которая имеет определенные границы и является привлекательной для туриста. Цели туристов, находящихся на одной и той же территории, будут разные – одних привлекает море, других исторические памятники, а третьим нужен активный отдых и развлечения.
К туристскому региону территория будет относиться тогда, когда она отвечает двум основным требованиям. Первое - это наличие объектов – исторических и культурных памятников, музеев, красот природы и др. Второе требование – предоставление качественных услуг, к которым относятся транспорт, условия проживания, питание, организация досуга на должном уровне.
Туристским регионом может быть поселение, город, местность, район, область, страна, которые выбираются как цель путешествия.
Сегодня выделяется пять туристских макрорегионов:
- Европейский макрорегион включает европейские страны и страны Восточного Средиземноморья – Израиль, Кипр, Турцию;
- Американский регион включает кроме основных стран Северной, Южной и Центральной Америки, островные государства Карибского региона;
- Азиатско-Тихоокеанский регион – страны Юго-Восточной и Восточной Азии, а также Австралию и Океанию;
- Южно-Азиатский регион включает страны Южной Азии;
- Ближневосточный макрорегион включает Египет, Ливию, а также страны Западной и Юго-Западной Азии.
Туристская индустрия относится к сложному межотраслевому комплексу и включает такие компоненты:
- туристские предприятия по разработке и продвижению туризма – туроператоры, турагенты;
- предприятия, оказывающие услуги по размещению – гостиницы, мотели, пансионаты и др.;
- предприятия, предоставляющие питание – бары, кафе, рестораны;
- предприятия транспорта;
- экскурсионные бюро;
- предприятия по производству сувениров, туристского снаряжения и др.;
- магазины по реализации продукции для туристов;
- предприятия для проведения досуга;
- органы управления туризмом.
Все эти организации формируют и осуществляют политику туризма.
Туризм – это открытая система, которая функционирует в определенной среде и представлена политическими, экономическими, социальными, технологическими и природными факторами.
В зависимости от того, как рассматривается тот или иной природный объект, они приобретают свое конкретное наполнение.
Факторы, оказывающие влияние на развитие туризма
В выборе туристского маршрута большое значение имеют географические факторы, среди которых транспортная доступность, расстояние, сезонность, ценность рекреационных ресурсов.
Учет географических аспектов в международном туризме повышает экономическую эффективность этой отрасли.
К числу важнейших факторов относятся природно-географические – наличие моря, гор, благоприятного климата, интересной флоры и фауны.
К культурно-историческим факторам относятся памятники истории, культуры, архитектуры. В совокупности эти два фактора выступают основой туристских ресурсов и являются определяющими при выборе маршрута.
Однако такие природные явления как наводнения, землетрясения, могут приводить к снижению туристской активности.
Если говорить об экономических и социальных факторах, то они тоже оказывают влияние на развитие туризма – высокоразвитые государства лидируют в этой сфере.
К экономическим факторам относится инфляция, процентные ставки, обменный курс валют и его колебания, потому что туризм является очень чувствительным к экономическому подъему или спаду.
Среди социальных факторов в первую очередь надо отметить рост продолжительности свободного времени у населения и дробление отпускного периода – вместо одного продолжительного отпуска предпочтение отдается нескольким, но коротким, например, летом – море, а зимой – горы. К социальным также относятся факторы уровня образования и культуры, эстетических потребностей населения.
К числу влияющих на развитие туризма относятся и демографические факторы – рост населения прямо пропорционально влияет на увеличение численности туристов. Более склонны к активным формам туризма лица в возрасте 18-30 лет, а общая туристическая подвижность достигает своего пика в 30-50 лет.
На развитие туризма большое влияние оказывает политическая обстановка, как в мире, так и в отдельных странах, политика открытия границ, административный контроль в сфере туризма, налоговая и денежная политика страны.
Большой угрозой для туризма являются вооруженные конфликты, военные действия, терроризм.
Технологические факторы создают возможности для производства новых видов услуг, например, внедрение в индустрию туризма компьютерной техники.
Самое непосредственное влияние оказывает на туризм экологический фактор. В частности, сдерживают развитие туризма зоны, радиоактивного, химического загрязнения. Например, Чернобыльская авария 1968 г создала неблагоприятную экологическую ситуацию и значительно снизила туристско-рекреационный потенциал Украины.
Из внутренних факторов, влияющих на развитие туризма, важными являются обеспечение данной сферы профессиональными кадрами, состояние рекламы по продвижению туристских услуг.
Развитие туризма на современном этапе
Всемирная туристическая организация ООН (UNWTO) признает, что туризм в 2020 г в своем развитии был отброшен на 30 лет назад. Ограничения туризма на 72% связаны с опасениями путешественников и глобальной борьбой с коронавирусом, поэтому этот год стал худшим в истории туризма. Потери отрасли по данным Всемирной туристической организации составили 1,1 трлн. долларов. К показателям до эпидемии туризм вернется в хлучшем случае через 4 года. Очень много времени уйдет на восстановление международных авиаперелетов.
Что касается России, то внутренний туризм стал более востребован и туроператоры запускают чартеры в Бурятию, Хакасию, на Байкал, Карелию. Компенсации от государства за отдых в России получили 300 тыс. человек. Несмотря на это российский туризм тоже в минусе. Внутренние путешествия, по оценке Ростуризма и Ассоциации туроператоров России, сократились по сравнению с 2019 г на 35-40%. В 2020 г было совершено по стране около 42 млн. поездок, в то время как в 2019 г их было 68 млн. На период эпидемии многие отели, музеи и рестораны были закрыты или не пускали гостей без справок о состоянии здоровья.
Разнообразие России, как природное, так и культурно-историческое, позволяет развивать все виды туризма – рекреационный, культурно-познавательный, деловой, спортивный, экологический, экстремальный, лечебно-оздоровительный и др.
Сегодня в нашей стране более доступными для россиян и иностранных туристов стали Дальний Восток, Курильские острова, Урал, Север России, Сахалин и др.
К сожалению, пока выезд туристов за рубеж преобладает, а это значит, что денег из страны вывозится больше, чем поступает с туристскими потоками. Зарубежные курорты не принимали гостей почти полгода. Из 18 разрешенных направлений авиасообщения реально работали только пять – Турция, ОАЭ, Куба, Мальдивы, Танзания.
За границей в 2020 г. в общей сложности отпуск провели 2,75 млн. россиян, а это на 77,5% меньше прошлого года.
Туризм приносит доход стране, поэтому конкуренция с международным туризмом заставляет российский туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям, потому что Россия должна стремиться к выходу на мировой рынок.