Географическая картина мира
Великие географические открытия послужили толчком начала формирования целостного взгляда на планету. Преодолев этот своеобразный «перевал», география превратилась в строгую науку. Начал формироваться планетарный взгляд на все процессы, происходящие на Земле в контексте с окружающим её космосом. Географическая картина мира и сама география как наука представляют собой научные проблемы. Относятся они к сферам естествознания и философии. Как наука, география имеет широкое содержание. Основу «географической картины мира» составляет устойчивая системно-структурная ячейка, которая включает всё, без чего географии не существует, оставляя при этом другое в стороне.
Отсюда, проблемы, связанные с формированием представлений о географической картине мира, можно сформулировать так:
- Определение системы понятий, характеризующих географический взгляд на природные явления;
- Определение характерных черт, свойств этой дисциплинарной онтологии;
- Поиск возможности обобщений данной онтологии, её «врастание» в общенаучную картину мира.
Понятие «географическая картина мира» сформулировали У.И. Мересте и С.Я. Ныммик. Они считают, что географическая картина мира является основой научных знаний, которые не только получены, но и проверены исследовательской и практической деятельностью в области современной географии. Эти знания отражают представления человека о природе и обществе. Представления о географической картине мира на протяжении истории часто менялись.
Первый этап развития был реализован в виде картографической модели земной поверхности. Были указаны все размеры и пути, описаны все места.
Новая модель географической картины мира появилась в $XIX$ веке. Это была уже компонентно-отраслевая и комплексно-региональная модель. В этот период идет разработка концепций о природном комплексе, о компонентах природного комплекса, о региональных социально-экономических системах, отраслях хозяйства, о географическом районе.
Середина XX века – географическая картина мира в это время исходит из ограниченности земного мира. Разрабатывается концепция управления территориальной организацией общества, основу которой составляет системный подход, положение о ресурсах территории, ёмкость геосистем. В сущность географической картины мира заложены двойственность и многоаспектность предмета изучения. Сложившиеся две частные картины – физико-географическая и социо-географическая развивались в автономном режиме научного поиска и небезуспешно. Страноведение и хорология, являвшиеся объединяющим началом знаний о двух частных географических картинах мира, создали образ идеографической географии. Эта география описывала уникальные явления и свойства отдельных территорий, используя метод районирования и язык карты. Удалось обозначить основные категории географического мышления. Сущность географического мышления впервые была раскрыта Н.Н. Баранским.
Он считал:
- Географическое мышление должно быть привязано к территории, обозначенной на карте;
- Оно должно быть комплексным, не замыкающимся в рамках одного «элемента».
К территориальности и комплексности географического мышления добавились конкретность и глобальность. Однако, для построения фундаментальной географической картины мира этого было недостаточно. Наметился переход к номотетической географии в середине $XX$ века. Таким образом, пытались установить общие законы географической картины мира. Вопрос о географических законах разработан недостаточно, что говорит об отсутствии системы теоретических знаний, отражающих географическую картину мира. Есть просто набор концепций и методов исследования, не связанных между собой. Создание теории и методологии географии остается особенно актуальным. Без этого система географической картины мира напоминает вавилонскую башню.
Методы географических исследований
Методами географических исследований называются способы получения географической информации.
К ним относятся:
Картографический метод, который является вторым языком географии. Уникальным источником информации является карта, дающая представление об объекте исследования – его расположении, размерах, соседях и др.
Исторический метод, необходимый для познания современной географии, потому что на Земле всё развивается исторически. На пустом месте ничего не возникает – история развития планеты, история человеческой цивилизации;
Статистический метод, без которого невозможно говорить о странах, народах, их населяющих, объектах природы и их высотах, глубинах, площадях, запасах полезных ископаемых и др
Экономико-математический метод, который применяется для расчета плотности населения, рождаемости, естественного прироста, сальдо миграций, ресурсообеспеченности стран полезными ископаемыми, ВВП на душу населения;
Метод географического районирования. Один из методов исследования географии, который используется при выделении природных и экономических районов;
Сравнительно-географический метод, применяемый для сравнения каких-либо географических объектов, чтобы полнее описать и выделить черты сходства и различия. Объяснить причины различий;
Метод полевых исследований и наблюдений, который позволяет сделать географию живой и интересной, позволяет своими глазами увидеть мир прекрасного, собрать интересные образцы и коллекции, т.е. тот фактический материал, который и является предметом изучения;
Метод дистанционных наблюдений. Это, прежде всего, аэросъемки и изучение каких либо объектов или явлений из космоса;
Метод географического моделирования, является важным методом, дающим возможность создания географических моделей. Простой географической моделью является обычный сегодня глобус;
Географический прогноз, без которого невозможно предсказать какие-либо последствия. Прогнозирование помогает снизить целый ряд нежелательных явлений, негативное влияние на природу, решать глобальные проблемы.
География и современность
В современном мире без географии мы нигде и, стало быть, её роль огромна. Любая сторона жизни человека и общества в целом тесно связана с географией – природа, окружающая человека, его труд, отдых, путешествия людей в разные места планеты. С развитием транспорта дальние расстояния не преграда. Современная география является важной частью образовательного процесса. Географическое пространство - это не просто оболочка с происходящими в нем процессами. Сегодня это важный и активный фактор, который влияет на характер этих объектов – хозяйственных, экономических, общественных, природных.
Являясь наукой о пространственно-временных системах, география владеет методами прогнозирования этих систем и управления ими. Цель этой конструктивной науки – изучить происхождение, строение, функционирование, динамику и развитие геосистем. География призвана организовать пространственную жизнь общества. Её практическая роль определяется участием в решении проблем взаимодействия природы и общества. С помощью мониторинга она осуществляет оценку состояния географической среды, в которой живет человек, а в географическом прогнозе проявляется её конструктивная значимость.
Большую роль играет география в воспитании чувства патриотизма и любви к своей Родине. Гордость за её народ, живущий в самых разных климатических и природных условиях. Гордость за необозримые просторы, оставленные нашими предками современному поколению людей, которые просто обязаны сохранить её богатства и приумножить их для следующего.