Умение общаться с заказчиком практически всегда определяет степень профессионализма фрилансера. По одному только обращению к клиенту можно определить, новичок вы или опытный фрилансер. Новички относятся к потенциальному работодателю как к начальнику, пытаются угодить, умаслить. Профессиональный фрилансер воспринимает заказчика как партнера, потому не пытается угодить, а делает то, что должен.
Чем раньше вы поймете, что заказчик – не начальник, а клиент, тем легче вам будет работать. Воспринимая работодателя как шефа, вы не сможете качественно выполнить заказ. Большинство клиентов не знают тонкостей вашей работы, но знают, какой результат хотят получить. Ваша задача подсказать, как быстрее, выгодней и эффективней добиться этого результата. Если вы не научитесь общаться с клиентами на равных, вам не будут доверять.
Заказчик: партнер или клиент?
Хотите научиться разговаривать с работодателями? Начинайте с себя. А именно из своего восприятия себя как исполнителя и заказчика как партнера или клиента. По уровню осведомленности и отношению к работе всех заказчиков можно разделить на две группы: партнеры и клиенты.
Заказчик-партнер разбирается в тонкостях вашей работы. Он создает проект с четким пониманием, что и как вы должны сделать. Партнер ждет от исполнителя совместной работы, советов и максимальной отдачи.
Заказчика-партнера можно определить по стилю объявления на бирже. Он описывает детали, четко прописывает требования, владеет профессиональной терминологией. Иногда «партнеры» даже прописывают план работы. Если хотите получить заказ – покажите заинтересованность. Задайте несколько вопросов, скажите, что вам интересно попробовать свои силы в этом проекте.
Если у вас возникнут идеи, как улучшить проект, обязательно напишите об этом. К партнерам лучше сразу обращаться в личные сообщения. Они ценят внимание к своему проекту, потому стандартные заявки «сделаю, выполню и т.д.» просто игнорируют. Будьте готовы к постоянному контролю. Такие заказчики проверяют работу на каждом этапе и отправляют на доработку. Потому если вы не уверены, что выполните задание идеально, – не беритесь.
Заказчик-клиент полагается на вас. Он не знает, как и что вы должны сделать, но ожидает от вас определенного результата. Ваша задача – понять для себя, какой сайт\текст\логотип\программу хочет получить клиент и сделать это.
В общении с клиентом, покажите свою компетентность. Если у вас есть опыт выполнения подобного заказа – скажите об этом, а лучше, покажите результат. Вначале общения не задавайте вопросы. Покажите, что вы понимаете, в чем суть заказа и знаете, как его выполнить. После утверждения вас исполнителем начинайте задавать вопросы. Говорите с клиентом на его языке. Ваша задача – понять, какой результат от вас ждут, и оправдать ожидания.
Клиенты, как правило, не интересуются ходом выполнения работы. Они полностью доверяют исполнителю и ждут окончательного результата. Если вы правильно поняли условия заказа и четко следуете ТЗ, проблем не возникнет. Заказчики-клиенты предпочитают длительное сотрудничество с опытными фрилансерами, которые с первого раза выполняют проект на высшем уровне. Потому найдя такого заказчика, постарайтесь его не разочаровать.
Секреты общения с заказчиками
Универсальной модели поведения с работодателями не существует. Мы предложим 5 советов, которые помогут получить заказ и наладить деловые отношения.
- Общайтесь в личных сообщениях. Работая на бирже, вы столкнетесь с огромной конкуренцией. Просто подав заявку на проект, вы окажитесь в числе нескольких десятков кандидатов. Хотите, чтобы на вас обратили внимание – пишите заказчику в личные сообщения. Так вы сможете раньше других узнать детали заказа и убедить клиента, что именно вы подходите для этой работы.
- Не пытайтесь понравиться. Помните, вы профессионал, а не один из кандидатов на собеседовании. Излишние заигрывания и попытки произвести впечатление не помогут вам получить работу. Забудьте образные выражения «огромный опыт» и «выполню на высшем уровне». Если есть что показать – давайте ссылки, клиент оценит.
- Выбирайте примеры работ с портфолио. Не давайте потенциальному заказчику ссылку на свое портфолио. В лучшем случаи он зайдет, пробежится взглядом и выйдет. Хотите получить заказ – покажите свои лучшие работы. Если в вашем портфолио есть похожий проект на тот, на который вы претендуете, дайте ссылку на него.
- Держите заказчика в курсе. Если вы работаете над долгосрочным проектом, рассказывайте клиенту о проделанной работе. Не ждите, пока вас спросят. Согласовывайте детали, советуйтесь, показывайте, что уже сделано. Клиент должен чувствовать, что вам важен его заказ и вы хотите выполнить его наилучшим образом.
- Напоминайте о себе. Выполнив заказ, не прерывайте общения с работодателем. Напоминайте о себе в личных сообщениях хотя бы раз в месяц.
Никогда не врите клиенту!
Фрилансер всегда должен беспокоиться о своем имидже. Если вы работаете с заказчиком, который не знает тонкостей вашей работы, не врите ему! Рано или поздно у каждого фрилансера появляется такой клиент. И вместе с ним появляется искушение заработать немного больше обычного. К примеру, убедить заказчика, что все тексты на сайте должны быть не менее 5000 знаков, хоть в действительности достаточно и 2000 знаков. Или завысить стоимость рекламы сайта.
Помните, обманув одного клиента, вы теряете 3-5 потенциальных заказчиков. И дело даже не в карме. А в том, что найдутся коллеги или другие фрилансеры, которые объяснят клиенту, что вашу работу можно было бы сделать лучше, дешевле, быстрее. Естественно, к вам он больше не обратится и не посоветует вас своим друзьям. Потому дважды подумайте, стоит ли портить репутацию ради небольшой прибыли.
Когда после множества бессонных ночей диплом, наконец, готов, хочется сдать его и забыть. Но так просто университет от студента не отстанет. Ведь полный текст диплома читал только научный руководитель, а оценивать его соберется целая комиссия. Поэтому во многом именно от того, как студент защитит диплом, зависит его оценка.
Итак, в чем же заключается успешная защита?
- грамотный текст защиты
- положительная рецензия на диплом
- уверенные ответы на вопросы комиссии
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.
Структура речи
Конечно, что именно говорить на защите зависит главным образом от темы дипломной работы и от того, что конкретно в ней написано, но существуют общие рекомендации, которые подойдут для всех.
- Для начала необходимо поприветствовать членов аттестационной комиссии. (“Уважаемые члены аттестационной комиссии! Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему…”)
- Вводная часть. Здесь нужно раскрыть тему и обозначить вопросы, которые затрагиваются в работе.
- Актуальность темы. На этом этапе важно доказать актуальность выбранной темы и степень ее разработанности в чужих трудах. Обозначить предмет, объект, задачи и цель исследования.
- Структура раскрытия темы. Здесь необходимо просто перечислить параграфы, которые есть в работе и кратко их описать.
- Постановка проблемы. В подтверждении актуальности темы, необходимо заявить проблему и обозначить дискуссионные мнения по этому поводу.
- Выводы. В заключении речи комиссия должна услышать выводы, к которым пришел студент по ходу написания диплома, в которых есть пути и методы решения заявленных проблем.
С одной стороны кажется, что речь к диплому написать гораздо проще, чем сам диплом. Однако качественная речь это умелая выжимка из работы, а также грамотное ее преподнесение. И часто бывает так, что диплом написан на высший балл, а студент получает оценку хуже. Поэтому, если существует неуверенность в своих силах, можно заказать речь у нас на сайте. И тогда исчезнет вероятность провала из-за плохой речи. Ведь мы даем двадцатидневную гарантию на работу, и если вас что-то не устроит – вы можете бесплатно потребовать от автора доработать заказ. Мы заботимся о том, чтобы студенты оставались довольны, поэтому если и в окончательном варианте работа не удовлетворяет заявленным требованиям – вы получите назад свои деньги.
Формальные требования
При написании речи к дипломной работе необходимо также учитывать, что существуют и чисто формальные требования.
- Время. Не стоит забывать, что студентов много, а комиссия одна. Поэтому время на защитную речь регламентировано и составляет от 5 до 7 минут. При этом следует помнить о времени, которое уйдет на вопросы комиссии.
- Интонация. Где как ни на защите диплома важно расположить к себе слушателей? Поэтому читать речь лучше не монотонно, делая акценты интонацией.
- Стиль. При изложении речи следует помнить, что главная цель - это понимание со стороны комиссии. Поэтому не стоит слишком “умничать”, однако переходить на разговорную речь тоже нельзя. В этом вопросе нужно соблюдать золотую середину.
- Местоимения. Как и в самом дипломе, на защите важно помнить, что хоть автор диплома четко прописан, истинных владельцев знаний, отраженных в работе очень много (авторы всех источников, на которые опирался студент плюс научный руководитель), поэтому местоимения первого лица здесь не уместны.
- Вопросы. После окончания речи неизбежно последуют вопросы от комиссии, и к ним нужно быть готовым. Предполагаемые вопросы нужно записывать по ходу написания диплома, проработать все вопросы, возникшие на предзащите, а также можно посмотреть вопросы в конце глав из учебников по данной теме.
- Предзащита. В таком вопросе, как защита диплома, лучше не быть самонадеянным и пренебрегать предзащитой. На ней можно потренироваться произносить речь и записать возможные вопросы слушателей. Это позволит более уверенно чувствовать себя на официальной защите.
Конечно, это лишь рекомендации, и никто не заставляет строго им следовать. Однако отбрасывание некоторых позиций во время защиты создаст дополнительные вопросы от аттестационной комиссии, которая не всегда настроена лояльно. Поэтому лучше всего продумать все возможные вопросы и дать на них ответы заранее в защитной речи. Тогда у преподавателей останется минимум вопросов, и они будут благодарны за сохраненное время.