Джеймс Уатт (1736—1819) — шотландский инженер, изобретатель-механик.
Биография
Джеймс Уатт родился 19 января 1736 года в Гринок, Шотландия.
Из-за слабого здоровья, Уатт не регулярно посещал школу, и его родители обучали его у себя дома. Его мать научила его читать, а его отец письму и математике. Джеймс проявляет особый интерес к науке.
Когда ему было восемнадцать лет, его мать умерла, и здоровье его отца стало только ухудшаться. Уатт отправился в Лондон, чтобы изучить приборостроение в течение года, а затем вернулся в Шотландию, поселившись в главном коммерческом городе Глазго, планируя создать свой собственный приборостроительный бизнес.
Вскоре непредвиденные обстоятельства помогли ему. В Университете Глазго он получил астрономические инструменты, которые требовали внимания специалиста. Уатт починил их, и они впоследствии стали использоваться в обсерватории. Три различных профессора предложили ему открыть мастерскую в университете. Она была открыта в 1757 году и два профессора физики и химик Джозеф Блэк, а также хорошо известный Адам Смит стали друзьями Уатта.
Сначала Уатт работал на техническом обслуживании и ремонте научных приборов, используемых в университете, он помогал при демонстрации и увеличил производственные характеристики квадранта. В 1759 году он начал сотрудничество с Джоном Крейгом, архитектором и бизнесменом, над производством и продаже музыкальных инструментов и игрушек. Это партнерство продолжается в течение следующих шести лет.
В 1759 году, через четыре года после его прибытия в Глазго, 23-летний Джеймс Уатт заинтересовался паровыми двигателями.
Это произошло, когда другой из его новых друзей в университете, профессор Джон Робинсон обсудил с Уаттом возможность изобретения парового двигателя для автомобиля. Несмотря на то, что их идеи для автомобиля были непрактичны, семя было посеяно в благодатный ум Уатта.
В 1764 году Уатт женился на своей кузине Маргарет (Пегги) Миллер, с которой у него было пятеро детей. Его жена умерла при родах в 1772 году. А в 1777 году он женился снова. После выхода на пенсию в 1800 году, он отправился во Францию и Германию со своей второй женой.
В 1784 году Уатт был избран членом Королевского общества Эдинбурга. В 1806 году ему была присвоена почетная степень доктора юридических наук в Университете Глазго.
Джеймс Уатт умер 25 августа 1819 года в своем доме в Англии, в возрасте 83 лет.
Научные достижения
С 1763 по 1765 года, Уатт исследовал двигатель Ньюкомена и нашел в нем недостатки, исправив их, он смог достичь правильной работы. Он предложил отдельный конденсатор, который соединялся с двигателем, это было его первым и величайшим изобретением, в котором пар от двигателя собирался для конденсации. Это предотвратило потерю для скрытой теплоты и повысило эффективность его работы.
К концу 1765 года, 29-летний Уатт построил свой первый мелкосерийный паровой двигатель, с отдельной камерой для конденсации. Начало промышленной революции становилось все ближе, но еще не началось.
Через одиннадцать лет после того, как Уатт построил свой первый мелкосерийный паровой двигатель, его двигатели начали устанавливать для откачки воды из шахт. В 1769 году, в возрасте 33 лет, Уатт запатентовал свой новый двигатель.
Новости о новых эффективных двигателях распространяются быстро, и с приходом паровых двигателей Уатта, началась промышленная революция.
С 1780 по 1790 года он изобрел многочисленные методы, для улучшения работы парового двигателя и запатентовал их. Это включает в себя вращательное движение, двойное действие двигателя, параллельное движение и изобретение манометра.
Уатт продолжил научно-исследовательскую работу до его выхода на пенсию. Он запатентовал свою копировальную машину, двигатель двойного действия, роторный двигатель, и индикатор давления пара.