Александр Григорьевич Столетов, русский физик

Александр Григорьевич Столетов ($1839 — 1896$) — русский физик, заслуженный профессор Московского университета.

Биография

Детство и юность

Выдающийся русский физик Александр Григорьевич Столетов родился $10$ августа $1839$ года.

Мать, Александра была образованной женщиной, она научила своих детей русскому языку и арифметике к тому времени как они пошли в школу.

К четырем годам он уже научился читать. Столетов был болезненным ребенком, он проводил большую часть времени дома, и чтение было его любимым занятием.

В $1849$ году Александр поступил в среднюю школу. Молодой Столетов последовал за старшим братом Николаем и освоил французский язык, а также под влиянием своей старшей сестры серьезно увлекся музыкой. В $1856$ году он окончил среднюю школу с правом на поступление в университет без экзаменов. Осенью того же года он стал студентом Московского государственного университета, на отделении математики и физики.

Статья: Александр Григорьевич Столетов, русский физик

Период работы в университете

Столетов окончил Университет с отличием в $1860$ году. Два года спустя он уехал за границу, где он работал под руководством Роберта Кирхгофа, который назвал его своим самым талантливым учеником. Некоторое время он был в Париже и Берлине и после возвращения в $1866$ году на родину начал работать в качестве лектора по физике в университете Москвы. Там он защитил диссертацию, и получил звание доцента.

Научно-методическая деятельность

Докторская диссертация принесла Столетову всемирное признание. В $1874$ году он был приглашен на церемонию в связи с открытием лаборатории физики в Кембриджском университете, а в $1881$ году он представлял российскую науку на первом всемирном конгрессе в Париже. В $1888$ году Столетов начал исследование фотоэффекта, который обнаружил год назад Рудольф Герц. Эти исследования, продолжительностью два года, принесли ученому всемирную известность.

Проведя серии экспериментов, Столетов открыл первый закон фотоэффекта (закон Столетова), в соответствии с которым размер фототока прямо пропорционален интенсивности падающего света. Этот закон стал основой для создания первого фотоэлемента. Исследования Столетова положили начало новой отрасли современной физики - фотометрии.

«Александр Григорьевич Столетов, русский физик» 👇

Столетов был увлеченным популяризатором физики, он мог вновь разжечь интерес к этой области у многих своих студентов. Он писал и оценивал работу популярной науки. В дополнение к занятиям в университете Столетов посвятил много времени, работая в Обществе любителей естествознания и Музее прикладных наук. Проводив почти каждое лето за границей, Столетов имел возможность поддерживать контакты с выдающимися физиками Западной Европы. Он принимал участие в международных конгрессах, он был членом многих научных обществ, как русских, так и иностранных. Столетов также интересовался литературой и искусством.

Александр Григорьевич Столетов умер от пневмонии летом 1896 года.

Научные достижения

Основные достижения Столетова включают работу в области ферромагнетизма и открытий законов и принципов внешнего фотоэффекта.

Достижения Александра Столетова включают в себя:

Магнетизм ($1871-1872$)

• Столетов был первым, кто показал, что с увеличением магнитного поля магнитная восприимчивость железа растет, а затем начинает уменьшаться.
  • Построил кривую магнитной проницаемости ферромагнетиков, известную как кривая Столетова.
  • Разработал два новых метода для измерения магнитных свойств различных материалов.

Фотоэффект ($1888-1891$)

• Описал внешний фотоэлектрический эффект, обнаруженный Рудольфом Герцем в $1887$ году.
  • Разработал количественные методы исследования фотоэффекта.
  • Закон Столетова (или первый закон фотоэффекта) для фотоэффекта устанавливает прямую пропорциональность между интенсивностью электромагнитного излучения, действующую на металлическую поверхность и фототок, вызванную этим излучением.
  • Обнаружил «константу Столетова», которая определяет соотношение между интенсивностью электрического тока и давлением газа при максимальном токе.
  • Был построен первый фотоэлемент.
Дата последнего обновления статьи: 14.10.2023