Физкультура как часть образовательного процесса
Физкультура – это осознанная двигательная активность, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека.
Физическая культура играет очень важную роль в образовательном процессе. Дело в том, что образовательный процесс сам по себе достаточно неподвижный, и это может привести к определенной потере интереса к обучению. Занятия физкультурой позволяют привести учащихся в движение, разнообразить обучающий процесс, сделать его более интересным и интерактивным. Содержание образования в области физкультуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник вышел в жизнь с достаточным уровнем физической подготовки, но и на то, чтобы он имел теоретические знания в области физкультуры и спорта.
Эти знания сводятся к некоторым значимым функциям:
- Владение методами и средствами работы с собственным телом;
- Сохранение здоровья;
- Повышение возможностей организма;
- Умение организовывать и проводить собственные занятия физкультурой на уровне любителя.
Повышение уровня физической подготовки, культуры здоровья и пропаганда здорового, подвижного образа жизни очень важны. Дело в том, что они помогают современным молодым людям ориентироваться в жизни, формировать правильные ценности, где нет места асоциальным проявлениям и вредным привычкам. Занятия физкультурой в школе учат контролировать себя и свои эмоции, ценить свое собственное время и организовывать его с пользой. Также физкультура учит формировать правильный распорядок дня, благодаря чему человек будет жить более насыщенной жизнью, именно жить, а не существовать. Без этого невозможна нормальная жизнь, без этого человек может иметь вредные привычки, он окажется опасным для общества.
В рамках школьного образования физкультура и спорт исходят из ряда условий. Во-первых, физкультура должна соответствовать интересам общества и удовлетворять их. Во-вторых, должно организовываться и проводиться всестороннее воспитание школьника. В-третьих, физкультура и спорт должны использоваться в качестве средства для пропаганды и организации здорового образа жизни. Спортивный человек, гармонично развитая личность обеспечивает себе долголетие, улучшение и сохранение здоровья. Человек, который занимается физкультурой, делает зарядку и организовывает регулярные пробежки реже страдает от хронических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Физкультура должна способствовать индивидуальному развитию каждого человека. Поскольку каждый учащийся уникален, то он должен получать ровно ту нагрузку, которая соответствует его возрасту, полу, текущему состоянию организма и физической подготовки. Помимо того, что учащихся развивается физически, спорт помогает его интеллектуальному развитию формируются знания и навыки в организации занятий, расширяется кругозор интересов. Для кого-то с раннего возраста физкультура становится не просто занятием 2 раза в неделю в школе. Физкультура становится частью образа жизни. Постепенно человек из ранга массового спорта переходит в спорт высших достижений, а значит у него появляется больше шансов на то, чтобы заявить о себе на более широкую аудиторию.
Роль физической культуры в образовании
Физкультура – это процесс развития личности, как физического, так и духовного. Также физическая культура и спорт становятся способом вести свою жизнь, становятся образом и стилем жизни. Благодаря подвижности и нагрузкам человек может развиваться как целостная и всесторонняя личность. Это крайне важно в современном мире, ведь каждый человек должен не только выполнять сложную умственную работу, но и быть физически подготовленным. Физическая форма и выносливость могут пригодиться в абсолютно любой момент, и в связи с этим роль физкультуры и спорта в образовательном процессе только возрастает.
В структуре общего, среднего и высшего образования физкультура должна заниматься если не ведущее, то одно из ведущих мест. Ребенок, учащийся, который занимается умственным трудом, очень усидчив. Физкультура и спорт помогают ему быть подвижнее, внимательнее. Спорт также позволяет человеку ставить перед собой очень серьезные цели, которые в дальнейшем он достигает только благодаря своей силе воли и упорству. А сила воли и упорство, в данном случае, развиваются именно за счет серьезных физических нагрузок.
Активность учащихся сегодня во многом зависит от таких факторов, как постановка четких и ясных задач урока, создание положительной обстановки и эмоционального фона, в котором учащемуся будет комфортно, оптимальная загруженность учащихся. Очень многие жалуются на то, что они прогуливают уроки физкультуры, потому что у них не хватает сил и времени. Кто-то не видим смысла в посещении этих занятий, так как они считают, что физкультура выпадает из общего образовательного процесса. Отсутствует и мотивация к занятиям, нет достаточно развитой инфраструктуры, устаревшие спортзалы со старыми тренажерами никого не привлекают. Однако физкультура крайне необходима, и ее образовательная роль очень велика. Она создает определенный баланс, позволяет сочетать умственные и физические нагрузки. Для того, чтобы сделать занятия более привлекательными и усилить роль физкультуры, специалисты предлагают разнообразить способы проведения уроков:
- Использовать круговую и фронтальную, а также групповую организацию занятий;
- Включать новые физические упражнения, позволять учащимся самим проявлять инициативу, проводить занятия;
- Менять обстановку и условия уроков. Например, можно чередовать занятия в зале и на свежем воздухе;
- Использовать соревновательный и игровой метод, чтобы добавить в занятия динамику и творчество. Двигательная активность всегда разнообразна, а методы помогают сделать эту активность интересной и добровольной. Если учащемуся интересно, то он сам начнет проявлять инициативу и предлагать новые способы для тренировок и активностей.
Спорт помогает человеку укрепить свои физические показатели и форму, он способствует гармоничному развитию личности. Благодаря спортивной деятельности индивид может преодолевать разные трудности, справляться со стрессом и напряжением, лучше концентрироваться.