Православная церковь – это вторая по числу приверженцев христианская церковь в мире после Католической.
Христианская мысль и роль женщины в православии
Вопрос о роли женщины в церкви поднимался на протяжении всей истории христианства многократно, начиная с первых десятилетий его существования. В связи с этим, если встает вопрос о роли женщины, то имеется в виду комплексная проблема взаимоотношения полов в семье, церкви и обществе.
Церковное сознание чаще всего выражает эту проблему в том, что бородатые мужчины в черном наделяются административной властью, которую женщине дать не могут, даже если она наденет на себя все указанные внешние атрибуты.
С точки зрения современной западной светской культуры наличествует весьма сильная дискриминация женщин в христианстве.
Не секрет, что философия, культура, идеология оказывали колоссальное внимание на христианскую мысль. Длительное время роль женщины определялась положениями «Домостроя», однако, его можно оценивать более с позиции социально-исторического интереса, нежели с точки зрения эталона взаимоотношений между христианскими супругами.
Существование «Домостроя» говорит о том, что даже Священное Писание вынуждено принимать во внимание жестокосердие человечества. Суть православия заключается в том, что проблемы полов попросту не существует, в данном учении не строит вопрос о роли женщины в Церкви.
Проблемы такого рода и вопросы были привнесены в Церковь из социального пространства и семьи. Часто при ссорах с женами, мужчины могут бросить фразу из послания Апостола Павла, что, несомненно, отразиться на самосознании мужа и жены. Если человек слышит из средств массовой информации феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, то он сознательно и бессознательно несет их в Церковь, он сравнивает роль женщины согласно гуманистическим и феминистическим принципам.
Кроме того, проблема роли женщины в церкви может усугубляться служителями алтаря, которые цитируют Святых Отцов, говоря: «Держись подальше от женщин и архиереев». Но при этом они забывают упомянуть, что такой совет был дан конкретным старцем – монахом молодому послушнику и не может быть признаны обобщающим принципом православия.
Права мужчин и женщин в православной церкви
В церковном отношении к каждому человеку должно присутствовать равенство. В церковном отношении формируется два элемента:
- небесный;
- земной.
Небесный равно ангельский элемент выражается в том, что все внутри храма равно предстоят перед Богом, все также могут на равных правах участвовать в совершении Божественной Литургии. И женщины, и мужчины обладают равными правами на участие в молитве.
Также среди равных церковных прав женщин и мужчин можно отметить:
- равное право на причащение Телу и Крови Спасителя;
- равные обязанности нести пост.
Земной элемент, регламентирующий отношения между мужчиной и женщиной, также присутствует в церкви. Церковь венчает только браки между мужчиной и женщиной признает это существенной различие между людьми. Венчание на брак не становится данью падшей природе, насильственным внедрением социально – биологического элемента в существование церкви.
Тем самым, можно сделать вывод о том, что церковь утверждает уникальность личности, подчеркивая равенство людей. Примером единства и уникальности людей можно назвать Святую Троицу.
В отношении церкви к мужчинам и женщинам также можно отследить «первенство чести» лиц мужского пола при абсолютном равенстве мужских и женских ипостасей и единстве природы. Однако, честнейшая не только всех мужчин, но и херувимов, все же женщина — Пресвятая Богородица, которую православие, в отличие от католицизма, почитает полностью и во всем подобной нам, кроме личного греха.
Отношения между мужчиной и женщиной с точки зрения православия
С первенством чести мужчин иногда связывают невозможность в православии женского священства. Считать, что священником в Церкви может быть исключительно мужчина в корне не верно. Согласно Апостолу Петру, священство принадлежит всем христианам.
Согласно нормам православной церкви взаимоотношения мужчин и женщины, базируется на текстах из Священного Писания, которые читаются во время Таинства Венчания. Говоря о повиновении женщин мужьям, Апостол Павел основывает этот принцип на том, что муж является главой жены, как Христос становится главой в Церкви. Женщины в православной церкви всегда действуют иначе, чем мужчины. Так устроено Богом, поскольку женщина имеет важнейшее предназначение – быть матерью. Ее отличает душевность и тонкая натура. Вступая в брак, женщина должна понимать, что она не становится аппаратом для деторождения. Восприятие женщины таким образом в православной церкви считается ошибкой.
Новый Завет говорит о том, что жена повинуется мужу, но не становится его рабой. Она должна относиться к супругу с любовью, всей душой принимать его. По своей природе именно женщина в большей степени нуждается в поддержке супруга, его ласке, нежности. Поэтому православие предписывает мужчине любить и почитать женщину и быть главой семьи.
Муж должен проявлять ласку и любовь к своей жене, помогать ей, оберегать, а жене нужно всей душой принять его и повиноваться супругу – не из рабства, а из преданности. Преданность женщины очень ценится в православии, так как именно женщина – хранительница домашнего очага, оплот воспитания и развития духовности собственных детей. Преданность мужчины подкрепляется преданностью мужа.
В целом женщина почитается Православной церковью. Этому факту есть удивительные примеры. Многие женщины признаны святыми, помощницами, заступницами. Прежде всего, это Матерь Божья.