Историческое событие – это действительное событие, которое имеет место и обладает локализацией во времени и пространстве, является объективным, неисчерпаемым.
Общие сведения о проблеме этической оценки исторических событий
Одной из наиболее актуальных проблем отечественной истории в настоящее время является существование различных взглядов на одно и тоже историческое событие. Например, одни историки говорят, что княжение Рюрика есть неоспоримое доказательство неспособности восточных славян выстроить государство, а другие называют его «вирусом норманизма», который был занесен на почву русской исторической науки.
Опричнина Ивана Грозного, по мнению одних ученых свидетельствует о рабской натуры русского народа, а другие историки утверждают, что она стала достойным примером для подражания в контексте усмирения безответственной элиты и решения вопроса распределения земли.
Сегодня СМИ все настойчивее навязывают людям мнение о том, что если подобные диаметрально противоположные точки зрения на исторические события существуют, то консенсус между ними попросту невозможен. Если вникнуть в суть противостояния, то станет совершенно ясно, что проблема концентрируется вокруг права на монопольную отрицательную или положительную оценку события.
Критерии этической оценки исторических событий
Выработать единый критерий этической оценки события и роли личности в нем означает неизбежно руководствоваться критериями «хорошо» и «плохо». Исключительная важность ответов на подобные вопросы объясняется их столь же важной управленческой ролью. Другими словами, заставить человека сделать что-то добровольно и с большой степенью удовольствием можно путем убеждения. Убеждение выражается в разных формах. Убеждение есть перспективная технология управления массовым сознанием. Убеждение сводится к способам искусственного формирования разнообразных коллективных представлений о «добре» и «зле».
На практике это делается следующим образом: манипуляторы пользуются тем, что языковые понятия иногда не могут отобразить все многообразие явлений, которые обозначаются ими. Манипуляторы делают акцент на совершенно разных компонентах того или иного понятия. В связи с этим феномен может иметь как отрицательный, так и положительный смысл.
Например, в начале XX века прогрессивная общественность смогла уверить всех, что капитализм является «мировым злом», а социализм представляет собой «мировое добро», но в конце двадцатого столетия сформировалось диаметрально противоположное мнение.
Такой пример показывает, что современная техника «вербального управления» в совершенстве отработана и весьма сильно влияет на этическую оценку того или иного исторического события. Ее суть заключается в том, что реальный диалог мировоззрений в истории культуры касается и высших этических ценностей. Такая утопия означает принятие за «зло» такие явления, как «ксенофобию» и «экстремизм».
Из подобной утопии произрастает претензия на то, что народы имеют право на монопольное владение этической истиной. Такая же утопия провоцирует возникновение ценностной дезориентации и общественной деградации при столкновении ценностных установок.
Таким образом, происходит разрушение системы понимания базовых этических категорий, которые обусловливают массовое сознание. В результате происходят следующие явления:
- наблюдается утрата массовым сознанием способности различать истинный смысл категорий «добро» и «зло»;
- формируется нравственная дезориентация толпы, которой становится намного проще управлять и манипулировать в собственных оригинальных целях.
Религиозная сфера тоже оказывается «втянутой» в проблему этической оценки исторических событий. В этой борьбе происходит разграничение «чужих» и «своих» согласно формальному критерию истинности веры. Причем суть истинности веры понимается далеко не каждым человеком, а точнее плохо понимается фактически всеми.
Широко известно, что часто прообразы базовых этических ценностей приравниваются к моральным императивам ведущих мировых религий. Но сегодня полем борьбы за базовые этические ценности становится все-таки исторические события.
Такая тенденция лейтмотивом проходит через историю России, в которой некогда реалистичное восприятие жизни как противоречивого единства ценностных установок постепенно вытеснялось пропагандой относительного характера данных установок.
При этом в контексте этической оценки исторических событий также происходит следующее:
- «общечеловеческие ценности» навязываются обществу в качестве негласной монопольной идеологии;
- единство мировой истории проявляет себя в противоречивой, часто жестокой, даже кровавой, перетасовке критериев различения «своих» и «чужих».
Таким образом, современные научные представления об устройстве мира переживают стадию критического пересмотра своих базовых основополагающих принципов, находясь при этом в фазе радикальной переоценки существующих ранее догм. Встать на позиции здравого исторического смысла станет возможно только если научиться различать, что есть добро и что есть «зло», при принятии в собственных оценках критериев этической оценки исторических фактов. В этом случае и усилия манипуляторов массовым человеческим сознанием останутся напрасными.