И. Кант – прусский философ, выдающийся мыслитель эпохи Просвещения. Его многочисленные труды в сфере метафизики, эпистемологии, этики и эстетики сделали его одной из знаковых фигур в западной философии Нового времени.
Суть права по Канту
Необходимо отметить, что И. Кант был сторонником договорной теории происхождения государства, а также видел цель деятельности государства вне том, чтобы счастья достиг каждый член общества, а в том, чтобы было сформировано состояние, при котором государственное устройство соответствовало предписаниям.
Кант стал основоположником ценностного подхода к праву. Этот феномен трактуется им как исключительное сочетание принуждения со свободой лица. Другими словами, право есть совокупность условий, при которых произвол одного лица может быть совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщей свободы.
В связи с этим право у Канта можно свести к системе законов и к объективному исполнению прав личности. При этом естественное право именуется мыслителем правом честным, позитивное право выполняет роль публичного законотворчества.
Среди значимых работ Канта, которые касаются нравственного содержания учения о праве, можно выделить следующие труды:
- «Критика чистого разума»;
- «Метафизика нравов»;
- «К вечному нраву».
На правовые и политические воззрения автора большое влияние оказали идеи французских ученых эпохи просвещения - Ж.Ж. Руссо, Ш-Л. Монтескье и пр. Кант также изучал работы рационалистов (например, Р. Декарта) и представителей эмпиризма (Дж. Беркли, Дж. Локка). Заслугой Канта считают тот факт, что он вывел философию из тупика, в которой она попала после спора эмпириков и рационалистов.
Нравственное содержание учения Канта о праве
Право, как социальный регулятор, по мнению, Канта противостоит более универсальным моральным правилам и является разновидностью общих значимых этических норм. Кант утверждает, что право отличается от законодательства и имеет ценностное измерение, в частности оно преломляется через понятие «свобода». Право представляется ограничением свободы каждого с условием его согласия со свободой другого человека, насколько это возможно по нормам всеобщего закона. К таким условиям относят:
- принудительное осуществление существующих законов;
- гарантию собственности и личных прав каждого конкретного человека;
- равенство всех членов общества перед законом;
- возможность решения противоречий в судебном порядке.
На самом деле перед людьми предстает определение права, как системы внешних законов. Такое право имеет объективный характер. Кант понимает недостаточность такой трактовки права, поэтому он приводит феномен всеобщего принципа или правового закона, который называет категорическим императивом.
Категорический императив – это ключевой феномен в философских воззрениях Иммануила Канта касательно морали, он представляет собой исключительный принцип нравственности общества и каждого конкретного человека. Кант сформулировал это понятие в базовом труде «Основы метафизики нравственности» и подробно исследовал в последующем — в трактате «Критика практического разума».
В практике идеологии такое определение права соотносится с идеологией либерализма, исходившей из того, что независимые друг от друга индивиды могут урегулировать взаимоотношения самостоятельно, но нуждаются в том, чтобы отношения получили надежную защиту.
Кант считает, что всеобщий правовой закон необходимо формировать таким образом, чтобы исключить из него некоторые моральные требования. Такое мнение было сформулировано, чтобы минимизировать разночтения среди мирных граждан.
Кант говорит о том, что вопрос: «что такое право», который обращен к правоведу сродни вопросу «как найти истину», обращенному к учителям логики.
Чисто эмпирическое учение о праве подобно деревянной голове в басне Федра, которая может быть весьма красивой, но увы не имеет мозгов. На самом деле правовой практикой занимаются юристы – законники, для которых вопрос правомерности существующего законодательства звучит, как полагает Кант, нелепо.
Юрист-законник ищет законы, которые гарантируют мое и твое право, но не в самом разуме, а в обнародованном и санкционированном высшими властями комплексе законов.
Закон – это постановление государственной власти, которое обязательно к исполнению всеми членами общества, которые принимают данные законы.
От закона нецелесообразно требовать доказательств истинности и правомерности защиты от высказываемых разумом возражений против них. В самом деле, только повеления указывают, соответствуют ли праву сами повеления, такое утверждение отвергается как нелепое. Престиж правительства заключается именно в том, что оно предоставляет своим подданным свободу судить о правом и неправом не по их собственным понятиям, а согласно предписаниям законодательной власти.
Обязанность юриста состоит в том, чтобы применять существующие законы и не исследовать тот факт, нужно ли их улучшать. В целом, можно сделать вывод о том, что Кант однозначно выступает за буквальное толкование права и его непосредственное восприятие.
Кант говорил, что право есть инструмент государственности, а государство есть объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Кант тяготел к комплексной договорной теории происхождения государства, а также естественно-правовой теории формирования феномена права.
Право – это совокупность устанавливаемых норм и правил, которые охраняются государством и регулируют отношения в обществе. Кроме того, правом называют науку, которая изучает комплекс социальных норм.
Право и государство есть неразрывно связанные между собой концепты, которые обуславливают существование человека и его социального начала.