Патернализм – это Система отношений межу государством и его гражданами, при которой государство обеспечивают базовые потребности граждан, а те в обмен на это позволяют государству диктовать им модели поведения (как публичного, так и частного)
Суть проблемы патернализма
Патернализм в современном обществе представляет собой пережиток прошлого. Его сторонников (У. Томаса, Ф. Знанецкого) называли филистерами и критиковали, как людей, которые не способны изменить собственные установки и выработать позитивные стратегии действий в новых ситуациях.
Любое важное и неожиданное изменение в обстоятельствах жизни приводит индивида к дезорганизации поведения. По мере возможности до определенного рубежа он предлагает придерживаться испытанных схем. До некоторого момента старые трактовки остаются эффективными в новых ситуациях, поскольку удовлетворяют невеликим потребностям. Но при этом они проигрывают в конкуренции с тем, кто имеет более высокие притязания и может применить более рациональные методики.
Патернализм с точки зрения здравого смыла в современном мире становится осколком прошлого, но он поддерживается людьми, которые не сумели в силу многозначных культурных причин адаптироваться к новому типу экономики.
Социальные исследователи, которые интересуются патернализмом искали его на промышленных гигантах, внутри чиновничьих коридоров больших администраций, а отдалённых сельских районах, в целом в той местности, где успел обновиться экономизм, который требует от человека рассчитывать прибыль и оценивать собственные достижения в финансовом эквиваленте.
К субъектам патернализма относили немолодых начальников, а также советских бюрократов, старожилов заводов и фабрик. При этом можно было предсказать исчезновение такого явления в течение жизни одного поколения.
В современной России можно обнаружить большое количество инновационных социальных явлений, которые при пристальном рассмотрении оказываются «патерналистскими». Они существуют внутри совершенно разнообразных структур, многочисленных институций.
Патернализм можно наблюдать в управленческих стратегиях менеджеров нового поколения и при формировании явления «социальной безответственности» бизнеса, образовательной практике.
В таком контексте исследование патернализма не является признаком «социальной ностальгии», а выступает задачей, для решения которой необходимо сформировать понимание процессов, происходящих в меняющимся обществе.
Патернализм не считают случайным явлением. Основатели современного социального знания не включали патернализм в систему базовых этических категорий. Ускользаемость или размытость патернализма можно объяснить только приняв сочетание общих тенденций существования гуманитарного знания и уникальных механизмов включения в него не санкционированных авторитетами категорий и характерных черт сути патернализма как специфического социального явления.
Нельзя утверждать, что патернализм в российской действительности является инновационным социальным фактом.
В исторических исследованиях можно найти много свидетельств, которые демонстрируют определенную патерналистскую традицию в выстраиваемых взаимоотношениях власти.
В процессе выстраивания и реконструкции новых социальных институтов патернализм приобретает оригинальные очертания. Патерналистская практика обретает ранее утраченное значение. Они присутствуют во многих актах современной социальной деятельности.
Патернализм и гуманистическая педагогика
Исследование патернализма основывается на следующих тенденциях:
- его рассматривают как множество социальных явлений, выраженных в нескольких исторических формах;
- патернализм включается в систему вертикальных иерархических связей, которые, так или иначе, организуют общество.
Отличительной чертой патернализма можно признать систему попечительских отношений достаточно широкого спектра. К ним относят:
- государственную опеку;
- многочисленные патрон – клиентские отношения.
Патерналистское принуждение – это вмешательство в свободу действий индивида, оправдываемое причинами, относящимися исключительно к благосостоянию, потребностям, интересам или ценностям человека, которого принуждают.
Гуманистическая педагогика критикует патернализм, поскольку существует прямая зависимость одного индивида от другого, стоящего на высокой ступени лестницы социального неравенства и проявляющую социальную дистанцию, что образует каркас патернализма как общественного явления.
Патернализм может проявляться в индивидуальных и групповых практиках. Даже если под этим словом подразумевается некоторая теоретическая идея, то она в любом случае будет влиять на поступки людей. Несмотря на это чаще всего в гуманистических традициях патернализм трактуют как совокупность действий членов общества.
Критика патернализма также заключается в изучении церемониальных практик или специфичных, оригинальных, повторяющихся с заданной периодичностью групповых актов, которые не имеют функционального, технологического соотнесения с целями и задачами деятельности групп людей. Патернализм представляет собой специфический вариант властных отношений.
Такое явление не имеет правовой легитимности и может вступить в противоречие с существующими в данном обществе нормами и законами, даже тогда, когда они имеют гуманистическое начало. В патернализме не предусмотрено согласование мнений сторон, что также отрицает гуманизм как таковой. Подчиненная сторона не имеет свободы действий и выражения мнения.