Сущность представлений Канта о войне и мире
«К вечному миру» - это трактат Канта, который был опубликован в 1795 году и являлся центральным трудом в ряду его малых сочинений по вопросам философии истории, а также политики. В нем представлено мнение Канта о мире и войне.
Он был структурно оформлен как типичный для своего времени международный договор о «вечном мире между государствами». В нем присутствует краткая преамбула, за которой следует первый раздел с шестью статьями и второй раздел с тремя статьями, а также два добавления, в которых присутствует «тайная статья», «приложение».
Уникальными при этом являются отдельные требования статей, а также вся форма систематизации таких требований в виде единого договора.
Кант наблюдал за своевременной исторической ситуацией, и его наблюдения стали основой трактата. Их результаты можно выразить в следующих положениях:
- на заре истории войны во многом способствовали культурному прогрессу, но, когда Земля была заселена, то народам стало некуда удаляться друг от друга, в связи с чем войны стали препятствовать ему;
- политика становится глобальной, и несправедливые действия того или иного государства на внутренней арене формируют внешние проблемы, а также внутренние проблемы в других государствах;
- переход на следующий уровень внутриполитического развития становится возможным без участия в войне, об этом свидетельствует Великая французская революция;
- реформы во внутренней политике связаны с тем, что решение политических проблем становится задачей самих граждан, иными словами, человек сам творит собственную историю;
- принятие Конституций разными странами, в том числе и Францией, обеспечило свободу и равенство людей. Такая тенденция становится институциональной политической целью;
- развитие правовых связей между странами формирует необходимость гарантий личной безопасности.
Трактат «К вечному миру»
Трактат «К вечному миру» содержит в себе проект мирового политического устройства, подробную концепцию динамики развития политики, права, а также экономики. Имеющаяся в нем «тайная» статья предписывает политикам принимать во внимание мнения философов, которое заключается в способности адекватно оценивать возможность мира и целесообразность войны внутри сообщества стран.
«Вечным миром» Кант называет состояние между несколькими суверенными государствами, которое урегулируется правом, так чтобы были ликвидированы все военные столкновения, даже сама их возможность. Противоположностью вечному миру он называет такое состояние войны, постоянной угрозы беспрерывных военных действий.
Таким образом, в строгом смысле этого слова, мира в истории в принципе еще не было. В отличие от временных перемирий мир имеет более точный сущностный смысл. Согласно раннему трактату Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» внешний мир требуется для того, чтобы достичь справедливости внутри государственного устройства.
Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нем.
При учете того, что государство не захочет терять собственную свободу, Кант допускает форму миротворческой конфедерации, которая даже может не иметь глобального характера. При этом Кант полагает, что вечный мир является неосуществимой идеей, но принципы, которые приближают его, могут вполне часто осуществляться на практике, если они основываются на долге. Другими словами, мир становится идеалом, на который необходимо ориентироваться.
В предварительных статьях трактата выдвигаются условия, которые необходимы, но недостаточны для установления мире. Такие условия направлены против практик, которые типичны для европейской политики.
Среди подобных контрпродуктивных практик можно выделить:
- заключение мирных договоров лишь только для восстановления сил и продолжения войны;
- передача государств как товара по принципу наследования;
- диверсии и шпионаж, а также нарушение условий капитуляции;
- для продолжения военных действий можно осуществить займы на военные цели.
Окончательные статьи описывают фундаментальные принципы миротворческого права и формы государства, стремящегося к миру. Первая статья описывае устройство республики и предостерегает от прямолинейной демократии. Вторая требует обоснования международного права на федерализме свободных государств.
Третья статья разъясняет право всемирного гражданства как права мирного посещения любой страны и запрет на ее насильственную колонизацию.
Кант также говорит, что мир между народами ни в коем случае не подавляет, а, более того, способствует формированию антагонизма и «общительности необщительной». При этом правовые рамки предотвращают губительную и сохраняют благотворную конкуренцию и столкновение интересов.
По словам Канта, только природа дает нам гарантию мира. Кант пытается описать соотношение политики и морали, а также их «расхождение» и «подлинное согласие». «Согласие» разъясняется через «трансцендентальное понятие публичного права».
Публичное право – это совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса на мировой арене и внутри страны.
В современном мире представлениям Канта уделяется колоссальное внимание, поскольку наблюдается глобализация, построение социального государства, активно действуют международные организации. Кантовский проект пересматривается как в пунктах исторической ограниченности, так и в контексте философских воззрений.