Д. Юм – это мыслитель, который вошел в историю, благодаря своей системе философского эмпиризма, скептицизма и натурализма.
Общий смысл теории морали Д. Юма
В теории морали Юм распространяет собственный скептицизм, утверждая, что его нельзя подчинить дедукции из сущего на основе формальных логических суждений. Юм говорил о том, что разум человека оперирует понятиями, а мораль основывается на аффектах, которые разум создать не может. В таком смысле Юм решительно критиковал все существующие моральные теории, которые пытались вывести мораль из разума.
Нравственность возбуждает аффекты и производит поступки, также предотвращая при возникновении таковой необходимости. В этом отношении разум сам по себе совершенно бессилен. Можно сформулировать вывод о том, что правила морали не являются заключениям человеческого разума.
Несмотря на это скептицизм Юма не мешал ему создать оригинальную теорию морали, которая особенно интересна тем, что индивидуальные эмоции оказываются совместимыми с обобщенным для разных людей отношением к тем или иным поступкам, с возможностью выведения оценки поведения того или иного типа.
Такая ситуация с точки зрения Юма обусловлена тем, что аффекты свойственны различным индивидам, несмотря на возможность вариативности могут быть признаны обобщенными в собственных основаниях.
Если тот или иной аффект доступен одному человеку, то он также доступен и другому. С точки зрения Юма, человеческие эмоции могут быть рассмотрены в качестве основания морального действия, но вопрос их истинной природы остается открытым.
Если допустить, что роль моральных эмоций расценивают как основную, то можно ли понимать их как пусковой механизм дальнейшего рационального поиска. Юм считает, что реальные побудительные причины морального поведения заключены именно в эмоциях.
При этом Юм не исключает моральной рефлексии. Автор говорит о том, что эмоции запускают моральный поиск, включают рефлексию рационального характера и способствуют усилению реальных мотивов морального поведения по мере того, как нравственная самооценка личности совпадает с ее моральными представлениями.
Моральные представления приводят к усилению напряжения человеческого позитивного эмоционального состояния. Поэтому в основе симпатии, связанной с добродетелями, в конечном счете, лежит различие вреда и полезности для социального пространства.
Рассуждения о нравственных добродетелях
Рассуждения о нравственных добродетелях для Юма оказываются весьма многогранными, но принципиальной в них становится категория справедливости.
Справедливость для него сама по себе не обусловлена никаким естественным законом, она является исключительно продуктом жизнедеятельности людей.
Справедливость спровоцирована эгоистическими желаниями, осмыслениями точками зрения на процесс выбора оптимальных условий его удовлетворения. По мнению Юма, чтобы добиться в обществе справедливости можно изменить направление самих эгоистических мотивов, которые на первый взгляд действуют прямо против общества.
Вне всякого сомнения, один из аффектов человеческого духа не обладает достаточной силой, не имеет должного направления, чтобы стать противовесом стяжательства и любви. Благожелательность к чужим людям слишком слаба для той или иной цели. Что касается других аффектов, то они чаще распаляют жадность личности.
Таким образом, эгоистический аффект не может сдерживаться иными аффектами, кроме самого себя, но, если он меняет свое направление при малейшем размышлении.
Тем самым разум не способен создавать никакого аффекта, но он может снизить интенсивность направленности его действия. При этом разум становится необходимым условием для руководства общественными действиями прежде всего потому, что социальное пространство постепенно превращается в обширную группу.
Юм допускает тот факт, что человек в силу сложившихся ситуаций может совершить великодушные поступки, которые выходят за рамки обычных ожиданий, на которых построены представления о справедливости.
Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия совершенных поступков и ответственности: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке справедливость — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса.
Представления о личном интересе
Также представления Юма о личном интересе в морали концентрируются вокруг следующих тенденций:
- благодаря разуму один человек может относится к другому снисходительно даже, если сталкивается с действиями, которые направлены против него самого;
- человек может проявить известную долю эгоизма, так как знает, что он не отделим от его личной природы.
Таким образом, при анализе взглядов Д. Юма можно сформулировать следующие выводы:
- методология Юма предполагает мысленное погружение себя в мир другого человека;
- такое погружение оказывается необходимым для проведения его сравнения с собственным внутренним миром и прояснения собственных эмоций, которые могут проявиться в отношении другого человека.
Эмоциональный резонанс – это эмоциональное возбуждение, вызванное сигналами эмоционального возбуждения другой личности или ее общим поведением внутри социального пространства.
Юм не исключает, что мысленное помещение себя в ситуацию другого человека может стать поводом для формирования эмоциональной реакции сострадания, которая для теории морали не считается принципиальной. Решающим при этом называют принцип эмоционального резонанса, который подтверждает общие тенденции обобщенной реакции на нарушение и восстановление справедливости, которая обеспечивает постоянное взаимное напряжение этих реакций.