Общие сведения о деловом этикете
Деловое общение – это необходимая часть человеческой жизни, которая представляет собой важный вид отношений личности и других людей.
В таком типе общения часто формируется более или менее устойчивая система целей и ценностей. Чтобы обеспечить успех в общении с деловым партнером, необходимо понять суть его интересов, причем даже в том случае, если партнер пытается из скрывать.
Деловой человек должен грамотно выражать собственные мысли и уметь достигать должной степени взаимопонимания с людьми при решении многих задач в рамках тех или иных событий.
Этикет – это совокупность правил и норм, которые отражают представления о должном поведении и формализуют процесс коммуникации людей внутри общества.
Деловой этикет – это форма общения, которая дает возможность ориентации в стандартных ситуациях и способствует повышению мастерства межличностных отношений на основании принципов и норм деловой этики.
Деловой этикет становится порядком поведения, который устанавливается внутри деловой коммуникации между равными по статусу членами одного коллектива, а также между людьми, занимающими разные должности (руководитель и подчинённый).
Типы делового международного этикета
В зависимости от специфики установления порядка деловой этикет может быть:
- вертикальным;
- горизонтальным.
Другими словами, деловой этикет представляет собой порядок повеления, который устанавливается в деловом общении и позволяет регулировать его внутренние законы. Деловой этикет становится внешним выражением внутренней моральности и уровня культуры личности.
Требования делового этикета могут меняться с течением времени или под влиянием обстоятельств. Требования делового этикета не являются абсолютными.
Международный деловой этикет – это результат длительного отбора норм и правил, которые отражают варианты наиболее целесообразного поведения, способствующего успеху внутри деловых отношений международного уровня.
Необходимость установления прочных деловых связей и отношений с зарубежными партнерами подразумевает знание и умение использования принципов и правил делового этикета многих стран.
Компоненты международного делового этикета
Международный этикет имеет несколько компонентов:
- нравственные установки;
- поведенческие образцы.
Нравственные установки – это готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о моральной и социальной ответственности, справедливости, честности, совести, долге и т. д.
Поведенческие образцы – это особая поведенческая реакция, шаблонное действие, применяемое человеком в обыденной жизни на постоянной основе.
Знание и соблюдение правил и норм этики способствуют эффективному международному деловому общению.
Поскольку в последнее время существенно увеличились интенсивность международных контактов, особенное внимание науки и практики было направлено на исследование процесса общения людей различных национальностей.
Этнические особенности участников международного делового общения существенно влияют на эффективность процесса коммуникации. Если в контакте находятся представители разнообразных культур, то каждый из них будет придерживаться собственной модели поведения, которая часто отличается от способов поведения других этнических групп.
Существует две актуальных точки зрения на наличие национальных особенностей, реализуемых внутри международного делового общения:
- Во-первых, представители каждой нации признают наличие собственных особенностей в сфере делового общения и этикета. Они отводят национальным особенностям центральное место внутри международного общения.
- Во-вторых, интенсивность делового общения в современном мире приводит к так называемому размыванию границ национального взаимодействия. Сегодня существенно увеличивается численность бизнесменов и туристов, которые посещают зарубежные страны, знакомятся с их культурой. Эта тенденция приводит к постепенному сближению обычаев и нравов, а также этикетов народов различных стран.
В связи с этим участникам международного делового общения необходимо придерживаться единых правил и норм, но без отрицания собственного национального своеобразия.
Перед любыми деловыми переговорами современному деловому человеку необходимо ознакомиться с базовыми формами общения, которые приняты в стране собеседника. Нормы этикета международного общения включают в себя знание национального коммуникативного стиля.
Национальный коммуникативный стиль – это стиль, типичный для тех или иных стран, а не представителей конкретных национальностей.
Необходимо отметить тот факт, что национальный стиль делового общения фактически не подчиняется критерию объективности.
Черты национального характера и этикет
В основе делового этикета лежат черты национального характера.
Национальный характер – это устойчивые особенности, характерные для членов того или иного национального (этнического) сообщества, особенности восприятия мира, мотивов поступков (идей, интересов, религии).
В международном бизнесе все чаще присутствуют люди, которые не имеют представления о нормах международного этикета и коммуникации. Именно они вносят в процесс взаимодействия значительный элемент национальной специфики.
В процессе межличностных и деловых связей с представителями других культур важно обладать информацией об особенностях национального характера, чтобы выбрать правильное приветствие, прощание, любые формы поведения.
Также знание особенностей национального характера в международном деловом общении дает возможность быть готовым к непредвиденным действиям, поступкам. Необходимо помнить, что в межнациональном общении присутствует языковой барьер, в связи с чем на первый план выходят мимика и жесты, которые также не должны быть чрезмерными. Поэтому для успешного общения с представителями других государств необходимо изучить те невербальные формы общения, которые присутствуют в их культуре.