Основные направления развития естествознания
Любая научная дисциплина стремится к накоплению знаний, естествознание не является исключением. Однако со временем количество накопленной информации начинает влиять на сам предмет, изменяя его, так появляются определенные тенденции иначе направления, по которым движется наука. На формирование тенденций влияет картина мира, складывающаяся в определённый период времени, с усложнением экспериментальной и доказательной баз наступает пора сменить и курс исследований.
Развитие естествознания шло по трём основным направлениям:
- натурфилософия Древней Греции;
- дифференциация знания в 15-16 вв.;
- интеграция знаний в новое время (20-21вв).
Натурфилософия Древней Греции
Период античности в науке можно охарактеризовать как созерцание или наблюдение. Экспериментальной базы в то время не существовало, познания об окружающем мире были скудны и отрывочны, единственным доступным способом было наблюдение с последующим документированием и систематизированием. По сути, все знания были интегрированы, не существовало чёткого деления на отдельные науки.
Дифференциация знаний (15 – 16 вв.)
Качественное изменение в познании мира происходит в 15 -16 вв., благодаря работам Галилея появился экспериментальный метод исследования. Единая наука древности начинает распадаться на отдельные направления, так появляются: физика, химия, биология, астрономия, математика. Дифференциация знания происходила по принципу, каждой науке положен свой предмет. В этот период особо чётко формируются цели, задачи, объект изучения, истинная наука не имела право быть без такого свода данных.
Такое дробление и специализация были в первую очередь связаны с освоением новых областей, и как следствие углубления знаний. Наук выделялось всё больше, и они становились всё более узконаправленными. Такая тенденция сохранялась весь 19 век, вплоть до 20 века.
Интеграция знаний (20 -21 вв.)
С вступлением человечества в новую эпоху, с появлением новых технологий, таких как ядерный синтез, нанотехнологии, биомолекулярные исследования, пришло понимание взаимопроникновения и взаимовлияния различных наук, произошла интеграция знаний. Метод уже не принадлежит одной науке, а может использоваться в разных областях, так методы химии и физики всё больше заимствуются биологией.
Процесс интеграции в современном естествознании образует комплекс взаимодействующих наук. В основе изучения находится единый предмет, но методы исследования для создания общенаучных теорий привлекаются из смежных дисциплин. Так на стыке знаний появилась квантовая механика, теории строения ядра, атома, были выработаны новые понятия – энтальпия, энтропия, информационная система и т.д. Благодаря интеграции мы получили целый пласт междисциплинарных наук – биохимия, биофизика, астрофизика, молекулярная биология.
Отдельно стоит сказать об объединяющих науках и их особенности. Здесь можно выделить два главных аспекта:
- Науки, описывающие различные формы движения, управления или самоорганизации систем, сюда относятся термодинамика, синергетика, кибернетика;
- Универсальные (базовые) науки, объединяющие все отрасли познания, это математика и философия.
Мировозренческо-методологические тенденции
Тенденции развития естествознания также можно проследить с точки зрения исторической смены научной картины мира. Понятие научной картины или научной парадигмы стало активно использоваться лишь с конца 19 века.
Выделяют следующие картины мира:
- общенаучные, то есть такие картины мира, которые свойственны всем наукам. Это целостные представления о закономерностях природы, например, смена дня и ночи из-за вращения Земли;
- частные, то есть картины мира, формировавшиеся под воздействием определенных стилей мышления, направлений или представлений, господствовавших в отдельный период времени. Например, эволюционная картина мира, возникшая под влиянием учения Дарвина. Или это могут быть картины мира с точки зрения отдельно взятых наук, например, физическая картина мира.
По своей сути научная картина мира даёт мировоззренческо-методологическую тенденцию в развитии естествознания. Вернёмся к началу статьи и вспомним с чего началось естествознание, а именно с натурфилософии и её метода – наблюдения. На смену приходит механистическая картина мира Ньютона, и основным методом становится – эксперимент. С появлением в 19 веке термодинамической картины мира, сменился и метод исследования, на вероятностно-статистический. 20 век с его исследованиями микромира, открытием электромагнитных поле, теорией хаоса и невозможностью объяснить всё законами ньютоновской механики, подарил нам релятивистскую картину мира. 21 век предлагает нам слияние человека и машины, попытки создания искусственного интеллекта, самообучающихся и саморазвивающихся систем. Всё говорит о том, что наука готова предложить нам принципиально новую материальную цивилизацию. Основной тенденцией стало изучение открытых систем с возможностью формирования собственной структуры и характеризующейся необратимостью процессов.
Современные тенденции основываются на построении сценариев возможного развития событий, основным моментов является изучение точек бифуркации, то есть критических состояний системы, после которых невозможен возврат в исходное состояние. Так же мы всё чаще прибегаем к методу исторической реконструкции объекта с целью воссоздания первоначального состояния системы и возможности отследить изменения или спрогнозировать дальнейшие развитие. Таким образом, мы приходим к синтетической тенденции в естествознании, объединяющий весь раннее накопленный опыт.