Особенности развития социально-гуманитарных наук на постнеклассическом этапе
Постнеклассический этап (начался в 50-70 гг. XX в.) — это этап постмодернизма, характеризующийся свободой от любой общепринятой научной методологии, «свободой от разума». В постнеклассический период делаются попытки определить сущность бытия, законы общества и природы объявляются не имеющими смысла.
Новые явления и процессы в развитии культуры общества в сфере информации, искусства, социально-политических процессов, науки породили новые варианты понимания мира и человека. Была выдвинута идея ценности «беспорядочного мира» и хаоса.
Основные черты постнеклассического этапа:
- новые варианты осмысления мира, новое выражение самоощущения человека; идею упорядоченности мира сменяет идея «привнесения хаоса в порядок» (Бодрийяр говорил, что в мире все больше информации и все меньше смысла);
- отказ признавать роль и ценность познавательной истины;
- новое рассмотрение понятие «свобода», как свобода от любых норм и авторитетов;
- поскольку деятельность разума проявляется через вербальный язык, было предложено преодолеть «диктат» научного разума с помощью «деконструкции» языковой иерархии и целостных текстов;
- преобладает идея «игры» с вербальными знаками, откуда вытекает пародийное и ироничное отношение к явлениям человеческой культуры.
К настоящему времени постнеклассический этап развития социально-гуманитарных наук исчерпан. Деструкция, основная идея постнеклассики, не привела к созданию новых позитивных идей, трансформировалась в разрушение разных структур ради самого разрушения.
Отдельные проблемы и темы постнеклассики способствовали зарождению синергетики.
Новые аспекты в исследованиях постнеклассической науки
В постнеклассике объектом исследования выступают самоорганизующиеся, сложные системы, что ведет к необходимости выработки новых стратегий исследований (синергетическая концепция и принцип системности).
Синергетика рассматривается, как новое направление междисциплинарных исследований, объектом которых выступают процессы самоорганизации и саморазвития (в то время как ранее наука признавала эволюцию исключительно в сторону усиления энтропии систем, дезорганизации, роста беспорядка, хаоса). Благодаря введению понятий «флуктуация» и «точка бифуркации» деятельность человека стала восприниматься, как фактор, способный видоизменить состояние системы. Поэтому человек полностью ответственен за последствия своей активности в мире.
Построение идеальной модели мира невозможно без использования информационных технологий и компьютерных систем. Информация воспринимается, как атрибут материи (наряду с пространством, временем и движением), в чем проявляется информационный подход.
Новое в исследованиях постнеклассического этапа:
- глобальный эволюционизм, человек является продуктом эволюции, поэтому подчиняется ее законам;
- описание и объяснение исследуемого объекта не является ценностно нейтральным, в составе анализа присутствуют аксиологические факторы;
- антропный принцип — фундаментальная согласованность основных свойств и законов Вселенной с существованием в ней разума и жизни;
- признание зависимости научного познания от состояния и социальности культуры с ее мировоззренческими ориентациями и ценностями, исторической изменчивости онтологических идеалов, допущений и норм познания.
Постнеклассическое социальное мировидение акцентирует внимание на присутствии человеческого фактора в исследуемых объектах социальной реальности (включая, сложные объекты). В.С. Степин такие сложные объекты назвал «человекоразмерные комплексы», к которым отнес: социально-экологические, медико-биологические и человеко-машинные системы.
Постнеклассика исходит из того, что социальная реальность непрерывно изменяется, характеризуется саморегуляцией, саморазвитием, открытостью, неоднозначностью, и, следовательно, множественностью вариантов объяснения одинаковых процессов и явлений.
Основные представители потнеклассического этапа развития социально-гуманитарных наук
Основные представители данного этапа: Р. Барт, Ж. Лиотар, Ж. Батай, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Деррида и др.
Ж. Бодияр указывает, что в культуре теряется «вера в смысл», стержень, теряет разумность и порядок. Свобода рассматривается, как свобода от всяких традиций и норм, от любых авторитетов (религии, государства, политики). В понятие свободы входит свобода от разума, так как она освобождает индивид от любого диктата.
Ученые, которые пытались обнаружить и объяснить законы общества, природы, человеческого мышления, объявлялись шизофрениками и извращенцами.
Основная идея постнеклассиков — деконструкция (разборка, расслоение, разложение этиологических, лингвистических, исторических структур текстов высказываний для выявления «инаковости иного». Так, Деррида указывал, что любой текст можно толковать неограниченное количество, и в каждом случае это будет одинаково верно и неверно.
Р. Барт предлагал отказаться от точного и конкретного значения слов, от правил грамматики, с целью избежать диктатуры языка. Все это не привело к созданию каких-либо новых позитивных идей, выродилось в разрушение разных структур ради самого разрушения.
Ж. Лиотар указывал, что любое знание является «языковая игра», в которой действуют принципы воображения, свободы, когда субъект берет на себя ответственность за правила игры, которые сам себе и ввел. Основное в знании — это новизна языка, способная принести наслаждение. Стали появляться идеи об эротической сути языка.
В развитии социально-гуманитарного знания постнеклассический этап практически себя исчерпал. Тем не менее некоторые вопросы, поднятые исследователями постмодерна, обратили на себя внимание ученых. Идеи постмодерна учли при создании теории катастроф Р. Тома, в теории «нелинейной динамики культуры» и др.