Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Научные революции и научные картины мира

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Естествознание / Понятие картины мира и ее виды / Научные революции и научные картины мира
Содержание статьи

Понятие научной революции

По традиции, научная революция, а вместе с ней и научная картина мира, относятся к историческим изменениям в мышлении и вере, к изменениям в социальной и институциональной организации, которые развернулись в Европе примерно между 1550-1700 годами; начиная с Николая Коперника (1473-1543), который утверждал гелиоцентрический (солнечно-центрированный) космос, и заканчивая Исааком Ньютоном (1642-1727), который предложил универсальные законы и механическую Вселенную.

Но хронологический период резко изменился за последние 50 лет. Самый широкий период, признаваемый обычно, начинается с Николая Коперника (1473-1543) и до Исаака Ньютона (1642-1727). Некоторые историки урезали его, утверждая, что оно распространяется только на публикацию "начал Ньютона" (1687), или на его оптики (1704), или на смерть Ньютона (1727).

Более радикальные предложения предполагают, что научная революция может быть применена к так называемым "Ньютонианцам" эпохи Просвещения, таким образом, распространяясь примерно на 1750 год. Далее, как мы увидим ниже, некоторые историки сократили более ранний период. Некоторые почти исключили Коперника из своего хронологического определения, утверждая, что "коперниковская революция" фактически началась и закончилась в 1610 году работами Галилея и Кеплера. Историки постоянно оспаривают предполагаемые даты начала и окончания столь спорной "научной революции".

Большинство историков, однако, согласны с тем, что традиционная интерпретация была основана на вере в коренную трансформацию, которая началась в космологии и астрономии, а затем перешла к физике (некоторые историки утверждают, что были параллельные разработки в анатомии и физиологии, представленные Везалием и Харви).

Как утверждают некоторые историки, эти изменения в "естественной философии" (науке) привели к особо важным преобразованиям в том, что стало считаться "реальным" (онтология) и как европейцы оправдывали свои претензии на знание (эпистемология).

Готовые работы на аналогичную тему

Ученый взгляд на вещи в мышлении XVI века состоял в том, что мир состоит из четырех стихий (Земля, Вода, Воздух, Огонь). Напротив, ученые современники Ньютона считали, что мир состоит из атомов или корпускул (мельчайших материальных тел). Ко времени Ньютона большая часть ученой Европы верила, что Земля движется, что не существует такой вещи, как одержимость демонами, что претензии на знание (так гласит история) должны основываться на авторитете нашего индивидуального опыта, то есть на аргументах и чувственных доказательствах. Девиз Лондонского Королевского общества был: ничего не принимать на основании авторитета слова.

Периодизация научных революций и ее соотнесенность с научными картинами мира

Периодизация научной революции становится все более сложной. По мере того как она пытается учитывать новые исследования и альтернативные перспективы, в нее вносятся новые дополнения и изменения. Среди этих субпериодизаций наиболее распространенными являются:

  • коперниковская революция;
  • галилейская революция;
  • кеплеровская революция;
  • картезианский синтез;
  • ньютоновский синтез.

С этими же периодами связаны и соответствующие картины мира.

Понимаемая как историческая периодизация (которая неизбежно устанавливает границы "пространства, времени и темы", то есть периодизации определяются географическими, хронологическими, актуальными элементами), научная революция и научная картина мира относятся к европейским событиям или движениям, охватывающим периоды от 75 до 185 лет. Эти изменения связаны с изменением концептуальных, культурных, социальных и институциональных отношений, связанных с природой, знаниями и убеждениями.

Как уже упоминалось, специалисты не согласны с точными датами научной революции. Вообще говоря, большинство ученых сократили или полностью отрицали первые годы научной революции, обычно связанные с тем, что давно известно как "революция Коперника". Один известный историк, например, утверждал, что если и была революция Коперника, то она началась и закончилась в 1610 году работами Галилея и Кеплера. Другие специалисты, подчеркивая развитие ключевых концептуальных элементов, предположили, что ключевым периодом научной революции был 1610-1660 гг. Другие ученые, специализирующиеся на социальных и институциональных элементах, предположили, что период после 1660 года был критическим, поскольку именно тогда появились научные периодические издания и государственная наука

Замечание 1

Как мы уже говорили, традиционное утверждение состоит в том, что научная революция представляет собой серию изменений, вытекающих из смелого заявления Коперника о том, что Земля движется.

Ньютоновский синтез знаменовал собой переход от замкнутого, конечного, иерархического, качественного космоса к бесконечной, однородной, количественной Вселенной. Это изменение означало, что все вещи были едины. Существует один вид материи, один набор законов, один вид пространства, один вид времени. Все всегда и везде одно и то же: пространство, время, материя, причина. Отсюда само слово: Вселенная.

Этот сдвиг от Космоса к Вселенной также ознаменовал переход от органического мировоззрения к механической картине мира. То есть современная мировая машина. Все это, согласно традиционным определениям, было бы достаточно важно само по себе, учитывая важность науки для цивилизации XX века.

Но в результате, как утверждается, не только мир природы был полностью переосмыслен, но и природа человеческого знания. Это, в свою очередь, поднимало вопросы о традиционных человеческих вечных истинах - как люди понимали себя по отношению к Богу, природе и человеку.

Из этих соображений возникли споры о взаимоотношениях Бога с природой и о том, был ли Бог разумным или волевым. Один историк предположил, что Бог, по сути, был отлучен от мира людей не на край пространства (как у Аристотеля и Аквината), а оставлен там в начале времен. Из таких дебатов (согласно этому повествованию) вышли новые различия, которые шли по линии от теизма к деизму, к агностицизму и атеизму.

В общем, в качестве простого обзора традиционное определение научной революции, с которой мы начали, сосредоточилось на полном переопределении природы и категорий человеческого знания.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Маргарита Андреевна Белоцерковская

Эксперт по предмету «Естествознание»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис