Науку можно рассматривать как систему получения знаний, основанную на научном методе, а также организованную совокупность знаний, полученных в результате таких исследований.
Научный метод представляет собой совокупность методов исследования явлений и получения новых знаний, а также коррекции и интеграции предыдущих знаний, основанный на:
- сборе наблюдаемых, эмпирических и измеримых данных с учетом конкретных принципов рассуждения. При этом информация должна быть достоверной, то есть повторяемой (и воспроизводимой), а также относящейся к запросу;
- сборе данных с помощью наблюдений и экспериментов. Выборка данных для исследования должна быть справедливой и взвешенной, а не простым принятием полученных данных;
- формулировании и проверке гипотез. Контроль над полученными сведениями даёт возможность выявить и изучить возможные ошибки. После этого следует процесс архивации полученных данных, и окончательное внедрение путём применения.
Становление научной картины мира
Системное влияние науки на различные дисциплины выявило проблему системных факторов, которые определили целостность соответствующих знаний. Таким образом, проблема основ науки стала очевидной, благодаря которой научное знание различных дисциплин было организовано в системное на каждом этапе своего исторического развития.
Наконец, при рассмотрении роста знаний в его исторической динамике обозначило особенности состояния, связанные с переломными этапами развития науки при радикальных преобразованиях. Эти состояния стали называться научные революции и их можно рассматривать как реконструктивную основу науки. Расширение области методологии в философии науки постпозитивизма выдвинуло в качестве реальной методологической проблемы анализ формирования научной картины мира.
В процессе дискуссий между последователями различных концепций возникла проблема дифференцированного анализа формирования научной картины мира, исходя из становления отдельных дисциплин. В сложившейся системе научного знания основания науки обнаруживаются, во-первых, при анализе системных связей между теориями с различной степенью обобщения и их отношение к различным формам эмпирического знания в рамках некоторой дисциплины (физики, химии, биологии и т. д.). А во-вторых, в ходе исследования междисциплинарных связей и взаимодействий с различными науками.
В качестве важнейших составляющих, формирующих основы науки, можно выделить следующие:
- научную картину мира;
- идеалы и нормы научного познания;
- философские основы науки.
Указанные компоненты выражают общие взгляды на специфику научного объекта исследования, а также особенности познавательной деятельности, задающей тот или иной вид отношений между наукой и культурой соответствующих исторических эпох.
Анализ научной картины мира
Анализ картины мира в качестве особого элемента научного знания следует начать с предварительного определения смыслов исходных терминов, таких как "мир" и "картина мира". Следует выделить категорию "мир" в ее философском значении, то есть когда говорят о мире в целом, и из тех представлений о мире, которые формируются и используются в конкретных науках, когда речь идет о "мире физики", "мир биологии", "мире астрономии", то есть о реальности, которая составляет предмет исследования соответствующей конкретной научной дисциплины.
Картина мира, как и любой когнитивный образ, упрощает и схематизирует реальность. Мир как неимоверно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно больше, чем взгляды на нее, которые формировались на определенном этапе социальной и исторической практики. За счет упрощений и схематизации картина мира выделяется из бесконечного разнообразия реального мира как раз те его существенные звенья, которые соответствуют восприятию науки на том или ином этапе её исторического развития.
При описании картины мира данные связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которых основываются исследования и которые позволяют строить конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты.
В свою очередь, практическая область применения этих моментов содержит потенциально возможные спектры технологических явлений, которыми является деятельность человека, опирающаяся на теоретические знания. Этот аспект картины мира, а именно отношение к самому миру, требует особого внимания. Необходимо учитывать, что в ходе человеческой деятельности реализуются линии развития, которые возможны и не противоречат законам природы, но в то же время маловероятны для неё. Подавляющее большинство объектов и процессов, порождаемых человеческой деятельностью, относятся к области искусственных и не возникающих в природе без прямого воздействия человека.
Научная картина мира, являясь в некотором смысле упрощением, включает в себя больше информации по сравнению с фактически существующими миром природных процессов. Она открывает широкие возможности для актуализации маловероятных для самой природы (хотя и не противоречащих ее законам) направлений эволюции.
Дальнейшие рассмотрение понятия "научная картина мира" предполагает уточнение основных значений, в которых употребляется термин "картина мира". В современной философской и специальной научной литературе он используется, например, для обозначения неких структур мировоззрения, которые находятся в основе культуры определенной исторической эпохи. В этом смысле такие термины, как "образ мира", "модель мира", используются в качестве видения мира, характеризующее целостность мировоззрения.
Однако в данном случае очень важно иметь в виду, что мировоззренческий образ мира - это не только постижение мира и знание о нем – в то же время эта система ценностей определяет характер мироощущения, опыт человека о мире и оценивает те или иные его события и явления и, соответственно, активное отношение человека ко всем происходящим событиям.