В самом общем понимании научная картина мира – это такая форма теоретического познания, в которой наука выступает главным инструментом познания и ставится в соответствии с определённым историческим этапом развития человечества.
Формы и представления научной картины мира
Существуют различные формы картины мира. Самая древняя – религия и мифология. Эти типы были фантастическим отражением реальности, которое формировалось в сознании древнего человека.
Однако существует взгляд на мир, общество, природу и все, что окружает людей и происходит внутри каждого человека, который не принимает предрассудков и суеверий. Научная картина мира целиком основана на достижениях современных дисциплин и пронизана методом научного исследования и познания. Этот взгляд на вселенную и место человека в ней отражает явления и объекты, как они существуют в действительности, без заблуждений, лжи и вымыслов. Научная картина мира основана на достигнутом уровне знаний во всех науках.
Основой научной картины мира является объяснение фактов, их понимание во всей структуре понятий соответствующей научной дисциплины. Она раскрывает естественные и причинные связи предметов и явлений. Научная картина мира видит необходимость в конкретном случае, а в индивидуальном - в общем. Кроме того, она предусматривает предвидение, предвидение событий, а также раскрытие надвигающихся явлений и процессов.
Очень важной особенностью научной картины мира является её системность. Под этим определением мы понимаем совокупность идей, упорядоченных в соответствии с определенными теоретическими принципами.
Обобщенная система человеческих знаний о феноменальности, отношение людей к основам естественного существования является научным и природным аспектом картины мира. Например:
- какова структура и движущая сила развития материи?
- как развивается природа?
Каждая картина мира содержит, прежде всего, определенные знания, сведения о природе, общественной жизни, представления о Вселенной, отражает направление и природу мышления, являясь основой и духовным центром человеческой индивидуальности.
Научная картина мира и мировоззрение
Научная картина мира отражает бытие индивида в обществе. Этот путь содержит жизненные позиции, идеалы, убеждения, принципы деятельности и познания. Картина мира или в данном случае корректнее говорить о мировоззрении есть неотъемлемая составляющая сознания человека. Это не просто один из многих элементов. Мировоззрение - это сложная система, в которой взаимодействуют знания, убеждения, стремления, мысли и тому подобное. Таким образом, формируется целостное понимание самих людей и окружающего их мира.
Термин "мировоззрение" часто используется для того, чтобы подчеркнуть личную и историческую точку зрения. В этом смысле термин может иметь негативную коннотацию для философа, потому что философия вообще претендует на универсальную значимость, так как она имеет четкую связь с рациональной мыслью. Однако можно выделить целый класс философских мировоззрений, коренящихся в рациональности и, таким образом, нацеленности на своего рода универсальную значимость.
Мировоззрение, в том числе и научное, является интегральным. Сочетание его компонентов играет в нем решающую роль. Различные элементы сплавов в различных пропорциях дают разные результаты. В какой-то степени это характерно и для мировоззрения. Она включает в себя и выполняет важные задачи обобщения профессиональных, жизненно-практических, повседневных знаний. Научный компонент также является неотъемлемым компонентом.
Следует отметить, что непросветленное сознание и наивность не могут иметь достаточных средств для последовательного, ясного, рационального обоснования и объяснения своих взглядов, в связи с этим ссылаясь на фантастические мифологические измышления, что было характерно на ранней стадии развития человеческой цивилизации.
Научная картина мира считается сложной формой сознания, объединяющей различные аспекты человеческого опыта. Она накапливает опыт понимания смысловой основы человеческой жизни. Новые поколения, заботясь об интеллектуальном наследии своих предков, современников, сохраняют и преумножают знания.
Ограниченность научной картины мира
Мы должны осознавать некоторые ограничения чисто научной картины мира. Миссия науки традиционно ориентирована на моделирование мира и попытку дать ответ на следующие вопросы:
- что это такое? (модель реальности в целом) сюда также относятся вопросы: какова природа нашего мира? какова структура и функции нашего мира?
- откуда это появилось? (модель прошлого) к вопросам этой модели можно отнести: почему мир такой, какой он есть? Какие принципы мироустройства мы можем выдвинуть? Как возникла Вселенная? Откуда все это берется? Объяснение, которое мы ищем здесь, одно из следующих: условия происхождения. Ответы на эти вопросы должны быть в состоянии объяснить, как и почему возникали те или иные явления.
- куда движется? (модель будущего): какова будет судьба жизни во Вселенной? Это о футурологии, потому что этот компонент должен дать нам возможное будущее, с более или менее вероятными развитиями событий. Но дело в том, что остаются неопределенности, то есть всегда существует вероятность нескольких исходов. Какая альтернатива должна быть у нас, чтобы развиваться и чего нам следует избегать.
Научная картина мира не может в полной мере ответить на вопросы этики, а также на философские вопросы, в которые вовлечены такие категории, как характер, ценности, то, что, по сути, не относится к практической стороне решения проблем мироздания, а скорее связано с некими внутренними составляющими.