Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Естествознание в эпоху Возрождения

Особенности воззрения эпохи Возрождения

В момент своего становления Возрождение опиралось на эллинистическую традицию Древней Греции, в сферах философии, науки и искусства, в современной трактовке оно имеет более широкий смысл - свободы, в социальной, культурной и духовной сферах жизни. Хотя взгляды нового времени и противопоставлялись христианским воззрениям средневековья, следует учитывать, что, по сути, они несли на себе отпечаток предыдущей эпохи. Значительную роль в продвижении идей Возрождения сыграло изобретение книгопечатания в 40-ых годах XV в. Иоганном Гутенбергом, который стоял у истоков типографского дела, используя наборные, подвижные литеры (буквенные оттиски). XIV - XVI века заняли особое место в истории европейских стран, да и всего человечества в целом, определив освобождение научной и философской мысли от церковных догм, а также переход к новому типу мышления – гуманизму.

Натурфилософский пантеизм и философия гуманизма

Философия гуманизма стала отражением осознания иного места человека, одновременно изменился взгляд на предназначение человека. На первый план вдвигалась активная личность, способная творить, отстаивать свои интересы и вести за собой как на государственном поприще, так и в науке и искусстве. Смирение и покорность "темных веков" уходили в прошлое. Гуманизм утверждал, что венцом творения является личность каждого человека, причем индивид творит себя сам, величайшим достоянием человека стала его мысль, знания, упор был сделан на мастерство исполнения. Гуманисты XV в. (Мирандола, Валла, Фичино) связывали превосходство человека с его возможностью критически мыслить, и как следствие совершать ответственный и свободный выбор.

Замечание 1

Индивид занял центральное место в культуре Возрождения как высшее творение природы, неотделимое от нее. Человек стал важной частью Вселенной, у него появилась собственное волеизъявление, но проистекало оно из его тесной связи со всем мирозданием.

«Естествознание в эпоху Возрождения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Натурфилософский пантеизм (т.е. обожествление природы) стал основой для дальнейшего развития научного стиля мышления в естествознании и различных точных науках. Природа у гуманистов открыта для познания и проникнута божественным духом. Бог во всём, незримое присутствие Творца ощущается всюду, и природа служит его отражением. Бог сотворяет природу, а в природе зарождаются предпосылки движения и закладывается возможность развития. Согласно Пико и Фичино, всё вторично, первоисточником выступает Бог, даже красота появляется после, и основой мироустройства служит единство противоположностей.

Кардинал римской католической церкви, философ, учёный, мыслитель Николай Кузанский (1401 - 1464) рассматривал природу как проявление Творца, а человека как микрокосм. Идеи вечности Бога и его творения проходят через всю натурфилософию Возрождения. Кузанский высказывал идеи, что Земля не находится в центре мира, более того, она не неподвижна, а движется подобно другим объектам. Эти идеи стали переходными к гелиоцентрическим воззрениям Коперника.

Наука эпохи Возрождения

Первая научно-техническая революция приходится на период Возрождения, с неё начался бурный исследовательский процесс, продолжающийся по сей день. Открытие новых земель, завоевания, налаживание торговых связей всё это давало богатый материал для математических задач, дальние странствия стимулировали развитие астрономии и географии, развитие прикладных ремёсел способствовали развитию экспериментального искусства. Подъём науки связан с именами Леонардо да Винчи, Коперника, Джордано Бруно, Галилея, Кеплера, Ньютона.

Толчком к развитию научной мысли стало появление труда Николая Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных тел». Коперник утверждал, что Земля не является центром мироздания, а вращается вокруг Солнца и одновременно вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Земля была включена в систему небесных тел с круговым вращением, подчиненным общим законам. Это привело к закату ранее доминировавшей аристотелевской геоцентрической системы мира. На основе наблюдений и расчетов Коперник создал новую, гелиоцентрическую систему мира, что явилось первой в истории человечества научной революцией.

Он доказал ограниченность чувственного познания человека, неспособность отличать то, что нам кажется от того, что существует на самом деле. Таким образом, объяснение окружающего мира на основе непосредственного наблюдения стало недостаточным, возникла потребность в критическом мышлении и как следствие новой методологии познания природы. Однако теория Коперника имела свой существенный недостаток, а именно положение о конечности Вселенной.

Сторонником учения Коперника, отдавшим жизнь за свои убеждения, был итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Бруно принципиально отрицал наличие центра Вселенной, вместо этого он отстаивал идею о бесконечности Вселенной, а также о существовании во Вселенной множества тел, подобных Солнцу, и окружающих его планетах. Многие из миров он полагал обитаемыми. Утверждение Бруно разрушает концепцию Аристотеля о конечном космосе с его абсолютной системой мест и вводит новое понятия относительности места и движения.

С возникновением новых научных концепций возросла необходимость создания точной доказательной базы и как следствие потребность в проведении экспериментов. Леонардо да Винчи (1452-1519) считал, что в основе любого познания находится опыт. В основе его концепции лежали следующие положения:

  • познание происходит от частных опытов и стремится к обобщению;
  • эксперимент следует проводить несколько раз во избежание погрешности;
  • опыт выступает критерием познания;
  • каждый эксперимент требует математического обоснования.

Одной из главных заслуг Леонардо стало обращение к природе как к первоисточнику технических идей, и возможность объяснять природу техникой. Изобретения да Винчи охватывают такие области как гидравлика, акустика, аэродинамика, медицина. Его идеи заложили основы для работ таких ученых XVI века как Николо Тарталья (1499-1552), Иероним Кардан (1501-1576), Джована Бенедетти(1530-1590).

Основным итогом первой научной революции стало формирование зачатков новых экспериментальных наук – химии, физики, биологии, астрономии. В Европе начинают формироваться новые светские, управленческие и материальные возможности для развития естественных наук, происходит увеличение числа научных учреждений и обществ, возникают учёные ассоциации, называющиеся академиями.

Дата последнего обновления статьи: 30.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot