Требования к расчету освещения железнодорожных путей и его задачи
Железнодорожный путь – это совокупность инженерных устройств и сооружений, которые предназначены для пропуска поездов с определенной скоростью.
Основные требования к освещению железнодорожных путей перечислены в ГОСТ 54984-2012 “Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Методы и нормы контроля». Основными задачами, которые должны решаться при расчете освещения железнодорожных путей, являются:
- Обеспечение экономии ресурсов. Энергоэффективность конечной системы освещения железнодорожного пути должна составлять минимум 65 лм/Вт.
- Обеспечение необходимого уровня безопасности. Высокий уровень безопасности должен быть обеспечен при эксплуатации подвижного состава, а также при работе персонала железнодорожного пути.
- Обеспечение высокого уровня устойчивости. Составляющие готовой системы освещения железнодорожного пути должны обладать высокой устойчивостью по отношению к воздействию химикатов, атмосферных явлений, а также вибрационных нагрузок.
- Обеспечение высокого качества света. Составляющие готовой системы освещения железнодорожного пути должны обладать стабильностью светового потока, эффективной оптикой, отсутствием пульсации, высоким индексом цветопередачи.
- Обеспечение долгого срока службы. Элементы системы освещения железнодорожных путей должны быть максимально устойчивы по отношению к механическим и погодным воздействиям, срок службы осветительных приборов должен составлять не менее 50 000 часов.
- Обеспечение необходимого уровня контроля. В системе освещения железнодорожного пути должны быть использованы датчики разного типа, , а эксплуатационные затраты на обслуживание системы должны быть минимальны.
Требования к расчету освещения касаются:
- Уровня освещения. Уровень освещенности регламентируется специальными нормативными документами, которых нужно придерживаться при расчете освещения железнодорожного пути.
- Распределения освещенности. При расчете системы освещения особое внимание обращают на равномерность распределения света, определяемую отношением минимального уровня освещенности к максимальному.
- Энергоэффективности. Особое внимание при расчете освещения уделяется таким показателям, как световой поток и удельная мощность.
- Цветопередачи и цветности. Данные показатели регламентированы рядом нормативных документов, требований которых необходимо придерживаться при расчете.
- Конструкции. Конструкция составляющих системы освещения должна обеспечивать высокий уровень прочности.
- Экономичности. Все решения, принятые в процессе расчета освещения железнодорожного пути в отношении используемых ресурсов (человеческих и материальных), должны быть максимально экономными, но не оказывающими негативного воздействия на качество готовой системы.
Расчет прожекторного освещения железнодорожного пути
Расчет прожекторного освещения железнодорожного пути начинается с определения высоты прожекторной мачты следующим образом:
$Н⩾√Imax/c$
где: Н высота прожекторной мачты; Imax - максимальная сила света прожектора по оптической оси; с - коэффициент, который зависит от нормы освещенности для рассматриваемой территории.
После определения высоты прожекторной мачты подбирается стандартное значение, максимально близкое к расчетному из ряда - 15, 21, 28, 35 и 40 метров.
Для того, чтобы избежать сплошных теней должно выполняться следующее условие:
$b = 1.35*H$
где b - расстояние между мачтами по ширине парка или дороги.
Расстояние между двумя соседними прожекторными мачтами вдоль полотна дороги определяется следующим образом:
$L = (8...10)*H$
где L - расстояние между прожекторными мачтами.
Число мачт по ширине дороги рассчитывается по формуле:
$Nш = B/b+1$
где, В - ширина дороги.
Количество мачт по длине дороги рассчитывается следующим образом:
$Nдл = L1/L$
где, L1 - длина дороги
Таким образом формула для расчета общего количества прожекторных мачт выглядит следующим образом:
$N = Nш + Nдл$
Площадь освещаемой территории рассчитывается по формуле:
$S = L*B$
Число прожекторов рассчитывается по формуле:
$n = En*S*K*Z*V/Fпрож$
где: Еn - нормированное значение освещенности; S - площадь освещаемой территории; K - коэффициент запаса, который учитывает старение ламп и воздействие окружающей среды (обычно принимается равным 1,5); V - коэффициент, который учитывает рельеф местности (1,15); Z - коэффициент неравномерности освещения; Fпрож - световой поток лампы прожектора.
Световой поток ламп рассчитывается по формуле:
$Fпрож = (0,7...0,75)*Fл$
где Fл - световой поток лампы.
После этого рассчитывается оптимальный угол наклона оптической оси прожектора по формуле:
Рисунок 1. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ