Классификация видов и преимущества оперативно-технологической связи
Оперативно-технологическая связь – это вид связи, который предназначен для организации моментального соединения с абонентами системы с целью контроля за технологическими процессами, а также регулирования деятельности определенных объектов.
В зависимости от своего назначения оперативно-технологическая связь делится на:
- Отделенческую, которая используется в пределах одной железнодорожной станции.
- Магистральную, которая используется для связи между отделением железной дороги и министерством путей сообщения.
- Дорожную, которая используется в пределах одной дороги или ее участка.
Отделенческая оперативно-технологическая связь делится на общетехнологическую и оперативно-технологическую. Общетехнологическая связь предназначена для общего пользования, а также организации телефонной связи по общим вопросам функционирования железнодорожного транспорта в пределах отделения дороги посредством автоматических телефонных станций. Оперативно-технологическая связь используется для передачи данных, которые связаны с движением поездов. Такая связь организовывается на основе групповых цепей, которые выделены с целью решения эксплуатационных задач при помощи специальной аппаратуры.
Характерными особенностями оперативно-технологической связи являются подчиненность одному командиру, определенный регламент переговоров, самостоятельная область применения, оперативно служебный характер переговоров и другие.
К оперативно-технологической связи предъявляется ряд требований, основными из которых являются: гибкость используемой сети, высокий уровень надежности, простота конструкции сетей, минимальные материальные затраты, а также безошибочное и быстрое установление соединения между любыми абонентами.
Использование оперативно-технологической связи сопровождается значительными преимуществами. Во-первых, она позволяет свести к минимуму последствия аварий или предотвратить ее. Во-вторых, оперативная связь обеспечивает доступность связи для каждого сотрудника объекта, что способствует увеличению контроля над технологическими процессами. В-третьих, обеспечивается оперативное управление персоналом.
Принципы организации оперативно-технологической связи
При организации оперативно-технологической связи используются три основных принципа:
- Подстанционный.
- Диспетчерский.
- Комбинированный.
Диспетчерская связь используется для обеспечения переговоров между руководителем технологического отдела с сотрудниками, которые организовывают процесс перевозки, а также обеспечение разгрузки, погрузки и сортировки вагонов, обеспечение электрической энергией устройств и т.п. Любого абонента, включенного в состав диспетчерской связи, руководитель вызывает посредством индивидуального избирательного вызова. Чтобы вызвать нескольких абонентов используется групповой вызов, а для вызова всех абонентов - циркулярный. Данный принцип используется для организации поездной диспетчерской связи (управление поездами), энергодиспетчерской связи (руководство энергетическим хозяйством), вагонной связи (контроль продвижения подвижного состава), билетная диспетчерская связь (руководство реализацией билетов) и другие.
Для организации диспетчерской связи применяются кабельные и двухпроводные воздушные цепи, каналы тональной частоты многоканальной системы связи. В диспетчерскую цепь включается одна распределительная станция и до 35 комплектов промежуточных пунктов.
Подстанционная связь является общетехнологической и используется для переговоров между сотрудниками промежуточных станций, а также с персоналом отделенческих и участковых станций. Каналы подстанционной связи включают в коммутаторы. В цепи подстанционной станции могут быть включены телефонные станции промежуточных пунктов, у которых отсутствует связь с участковой станцией. Как правило, цепи постанционной связи организовываются в пределах участков железной дороги, не могут объединять более 15 станций и быть длиннее 80 километров. Подстанционная связь - часть телефонной дорожной связи, которая обеспечивает выход каналов сети на разъезды, промежуточные станции, остановочные пункты, а ее канал заканчивается, обычно, на отделенческих и участковых станциях. Ее особенность заключается в том, что вызов абонента осуществляется при помощи специального вызывного устройства (не голосом), который обеспечивает загорание лампы на коммутаторе. В состав распорядительной станции подстанционной связи входят генератор контроля вызова, датчик тонального избирательного вызова, реле избирательного вызова, приемник тонального вызова и линейный трансформатор.