Состав и виды электрического оборудования вагонов. Схема электрического оборудования вагонов
Электрическое оборудование – это оснащение, которое предназначено для передачи, разделения, производства и регулирование референций, таких как напряжение, энергия и электрический ток.
В вагонах электрическое оборудование используется для отопления, освещения, охлаждения, вентиляция, подогрева воздуха и т.п. По своему назначению электрооборудование вагонов делится на:
- Сигнальные устройства.
- Источники электрической энергии (аккумуляторные батареи и генераторы).
- Контрольно-измерительную аппаратуру.
- Преобразователи, которые изменяют величину тока и напряжения.
- Устройства освещения.
- Защитную аппаратуру.
- Электрические приводы.
- Регулирующую аппаратуру.
- Электронагревательные приборы.
По месту расположения электрическое оборудование вагонов делится на подвагонное (низковольтная и высоковольтная магистраль, генераторы, приводы генераторов, вентиляторы конденсаторов, двигатели компрессоров, защитная аппаратура, источники электрической энергии, преобразователи, защитная и коммутационная аппаратура) и внутривагонное (распределительный щит, потребители электрической энергии, сигнализация, нагревательные элементы, аппаратура защиты и управления, приборы освещения и т.п.). Пример схемы электрического оборудования вагона приведен на рисунке ниже.
Рисунок 1. Схема электрического оборудования вагона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Здесь: 1 - заборные жалюзи вентиляции; 2 - дефлектор котла; 3 - дефлектор кипятильника; 4 - генератор; 5 - преобразователь освещения; 6 - конденсатор системы охлаждения; 7 - компрессор системы охлаждения; 8 - аккумуляторная батарея; 9 - тележка; 10 - автоматическая сцепка; 11 - санузел; 12 - бойлер; 13 - отопительный котел; 14 - кипятильник; 15 - светильник; 16 - поводок отпускного клапана; 17 - стоп-кран; 18 - громкоговоритель; 19 - купе; 20 - стоп-кран; 21 - санузел.
Сигнализация в вагонах
Сигнализация – это система, которая предназначена для подачи сигналов об опасности или состоянии некоего объекта.
В вагонах современных поездов установлены следующие виды сигнализации:
- Вызывная (внутренняя и наружная).
- Система контроля нагрева букс пассажирского поезда.
- Сигнализация контроля изоляции.
- Наполнение баков водой.
- Занятость туалетов.
- Ограждение поездов.
- Сигнализация контроля работы генератора и отдельных потребителей электрической энергии.
Система контроля нагрева букс используется для повышения безопасности движения поезда. Она предоставляет возможность контроля нагрева букс и предупреждения аварии в случае перегрева и разрушения подшипников. Данной системой подается звуковой и световой сигнал. Ее электрическая схема двухпроводная и всегда находится под напряжением. Все датчики температуры, которые установлены на буксах, соединены последовательно. В цепь термодатчика также последовательно включается катушка реле. Звонок и лампа через два размыкающих контакта реле к датчикам температуры подключаются параллельно. Когда катушка реле под напряжением, то цепь сигнальной лампы и звонка обесточена. Провода от термодатчиков проложены металлических трубах по раме тележки
Системы электроснабжения вагонов
В современных вагонах используются три основных типа системы электроснабжения:
- автономная,
- централизованная,
- смешанная.
В централизованных системах электроснабжения источниками электрической энергии служат дизель-генераторные агрегаты или специальные преобразователи, которые питаются от контактной сети напряжением три киловольта переменного и постоянного тока через токоприемник электровоза. Электроэнергия передается к потребителям по электромагистралям. Вагонная электростанция включается, как правило, на неэлектрифицированных участках. К преимуществам данной системы относятся: возможность использования электроэнергии непосредственно в вагонах, возможность использования электрического оборудования общего назначения, упрощение процесса выполнения требований безопасности, меньшая масса готового вагона. Основные недостатки автономной системы электроснабжения: ухудшение маневренности, усложнение организации вагонного хозяйства.
При автономной системе электроснабжения имеются собственные источники энергии, которые способны обеспечивать питанием потребителей на стоянке и при движении. Основной источник - генератор, приводящийся во вращение от колесной пары при помощи специального привода. Главное преимущество такой системы электроснабжения - полная независимость от внешнего источника. К недостаткам можно отнести необходимость установки генератора с соответствующим приводом, аккумуляторной батареи, а также регулирующего устройства, что способствует увеличению массы вагона.
В смешанных системах электроснабжения имеются такие источники питания, как и при автономной, и дополнительно высоковольтная магистраль, по которой подается высокое напряжение, когда поезд двигается по электрифицированному участку дороги.