Подъемно-транспортные машины
Подъемно-транспортные машины - устройства (машины), которые используются для перемещения людей и грузов в наклонной, вертикальной и горизонтальной плоскостях на небольшое расстояние в пределах промышленного или гражданского объекта.
Подъемно-транспортные машины классифицируются по двум основным признакам:
- Назначение и характер перемещения. По данному признаку подъемно-транспортные машины делятся на транспортирующие (гравитационные устройства, эскалаторы, элеваторы, канатные дороги, конвейеры, патерностеры и т.п.), грузоподъемные (домкраты, лифты, краны, столы, тельрефы и другие), погрузочно-разгрузочные машины (разгрузчики и погрузчики), а также машины напольного (штабелеры, тягачи, электрокары, погрузчики) и подвесного однорельсового транспорта (автотележки, электротележки, электрические тягачи).
- Принцип действия. По данному признаку подъемно-транспортные машины делятся на машины непрерывного и периодического действия.
Электрическое оборудование подъемно-транспортных машин
Самыми распространенными подъемно-транспортными машинами являются:
- Подвесные и наземные электрические тележки.
- Мостовые краны.
- Конвейеры.
- Пассажирские и грузовые лифты.
Подвесные электрические тележки относятся к классу горизонтального электрического транспорта для небольших производств. Они используются для выполнения вспомогательных операций, которые связаны с транспортировкой грузов ограниченных габаритов. Основными электрическими узлами электрических тележек являются подъемная лебедка с электрическим приводом, механизм передвижения с приводом от электрического двигателя, а также устройства безопасности и управления. К основным узлам наземных тележек можно отнести источник питания, двухосное шасси с приводом от электрического двигателя постоянного тока и устройств торможения и управления.
Конвейеры относятся к механизмам непрерывного транспорта для междуоперационных перемещений внутри объекта. В данном случае грузонесущим устройством могут являться ролики, лента, крюки и т.п. Как правило, это автоматизированные установки с длительным режимом работы, высокой производительности. Общими электрическим оборудованием для всех разновидностей конвейеров являются система устройств поддержания и натяжения, аппаратура управления и тяговый орган с электрическим приводом.
Мостовой кран – это грузоподъемное устройство, которое предназначено для горизонтального и вертикального перемещения тяжелых грузов на относительно небольшое расстояние.
К основному электрическому оборудованию всех моделей мостовых кранов относятся защитная панель, которая обеспечивает безопасность во время эксплуатации, а также механизмы подъема и передвижения груза с электрическим приводом. Все электрооборудование находится на мосту, передвигающемся по рельсам, которые проложены вдоль пролета объекта. Электроснабжения оборудования крана осуществляется от сети, напряжение в которой не превышает 500 вольт. Для обслуживания электрического оборудования крана используется люк для выхода из кабины оператора на мост. Все металлические конструкции кранов заземлены через подкрановые пути.
Лифты относятся к вертикальному транспорту зданий с прерывистым режимом работы. Они обладают высокой степенью автоматизации и безопасности при эксплуатации, а основными электрическими узлами являются система устройства безопасности, аппаратура управления и подъемная лебедка с электрическим приводом.
Монтаж электрического оборудования подъемно-транспортных машин
На заводе-изготовителе электрооборудования подъемно-транспортных машин на готовые крупные блоки устанавливаются только тормоза, электрические двигатели ограничители и контроллеры без монтажа общей электросхемы. Основной объем работ осуществляется, укладка кабелей и проводов, установка электрической аппаратуры, после общего монтажа подъемно-транспортной машины. Все электрическое оборудование, поставляемое с завода, должно быть в том исполнении, которое соответствует условиям окружающей среды, где будет работать машина.
Электрическая проводка на подъемно-транспортных машинах выполняется в стальных трубах, каналах или коробах. При сложных электрических схемах на концы проводов устанавливаются бирки с обозначением марки. Их сечение подбирается с учетом величины тока. Провода на машинах не должны иметь резких перегибов. Для предохранения сотрудников от поражения током все электрические элементы заземляются. Электрическая часть подъемно-транспортных машин испытывается при работе вхолостую. При этом проверяются нулевая блокировка контроллеров, правильность включения электромагнитов тормозов, срабатывание концевых выключателей.