Значение взаимодействия крупного и малого бизнеса
Согласно энциклопедическому словарю, под взаимодействием понимают процессы обмена в природе и обществе.
Субъекты обмена:
- процессы,
- вещества,
- энергия,
- информация,
- деятельность и т.п.
Будучи объективной и универсальной формой движения, развития, взаимодействие является определяющей категорией существования и структурной организации любой материальной системы, в том числе государства и общества.
Понятие крупного бизнеса объёмное, - под ним понимают предприятия, объединенные одной технологической цепочкой, товарной группой и ли общей группой высших менеджеров и собственников.
В Российской Федерации крупный бизнес, как правило, представлен международными независимыми компаниями, работающими на глобальных рынках. Эти компании используют более дешевые ресурсы экономики мира, размещают в разных странах свое производство с большим рабочим штатом, производят огромные объемы продукции, оказывают услуги. Их деятельность направлена на удовлетворение потребителей на уровне и страны, и мира, и континента; тем самым приносит миллиардную прибыль.
Также крупным бизнесом считается фирма, которая производит значительную, существенную долю общего объема продукции какой-либо отрасли, или же отличается объемными показателями по количеству занятых, объему продаж, размеру активов.
Существует определенная специфика при отнесении предприятия к разряду крупных, - государственная, отраслевая, территориальная, в каждой из которых свои определяющие факторы.
Малый бизнес – это хозяйствующие субъекты малых форматов, формально не входящие в объединения. Основными критериями, по которым конкретный бизнес относят к малому, являются: количество работников; доход от реализации товаров в год; независимость от государства и иностранных инвесторов (доля государственного или иностранного участия не должна превышать 49%).
К категории малого бизнеса относят:
- индивидуальных предпринимателей,
- фермерские хозяйства,
- юридических лиц с штатом не более 100 сотрудников.
Также для малого бизнеса существуют ограничения по выручке или стоимости активов.
Малый бизнес создает новые рабочие места, производит товары широкого потребления, - следовательно, он важен и для экономики государства, и для его граждан.
Таким образом, для экономики важен и крупный, и малый бизнес, а их взаимодействие позволяет эффективно использовать сильные стороны и того, и другого.
Формы взаимодействия крупного и малого бизнеса
Существует множество форм взаимодействия крупного и малого бизнеса, отличающихся различной теснотой связей.
Франчайзинг – форма взаимодействия, в которой одна сторона (как правило, это крупная компания) передает другой стороне (обычно более мелкой) право действовать от своего имени, использовать товарные знаки, бренды, ноу-хау, бизнес-модели и т.п. Мелкая фирма за это осуществляет отчисления (роялти), которые могут выражаться как в фиксированной сумме, так и составлять процент от выручки.
Смысл венчурного финансирования состоит в том, что крупная компания для реализации определенного проекта (или исследования) осуществляет инвестирование в малое предприятие.
Лизинг тоже может быть рассмотрен как форма взаимодействия крупных и малых предприятий, при котором крупное предприятие передает малым имущество в аренду с правом последующего выкупа.
Кластеризация – форма взаимодействия между организациями разного масштаба, связанными общей сферой деятельности и географическим размещением. В России кластеризация наблюдается в газодобывающей и нефтедобывающей промышленностях.
Смысл аутсорсинга заключается в передаче не основных бизнес-процессов внешней компании, для которой эти процессы являются основными. В данном случае и заказчиком, и исполнителем может выступать как крупное, так и малое предприятие. Например, крупная сеть магазинов может обратиться к мелким клининговым компаниям, работающим в городах, где расположены магазины. Малое предприятие может не нанимать системного администратора, а обратиться к крупному интегратору и арендовать у него сервер.
Еще одна форма взаимодействия – субподряд, когда крупное предприятие привлекает мелкое для выполнения некоторой производственной стадии.
Конкуренция также может рассматриваться как форма взаимодействия, поскольку действия одних предприятий оказывают влияние на действие других (как правило, действие крупных на мелких более значительно).