Сущность бизнес-планирования
Бизнес-планирование – это процесс составления обдуманного и обоснованного перечня операций, позволяющих фирме достичь определенной стратегической цели, и графика их реализации.
Оно учитывает потенциал фирмы, ее слабые и сильные стороны, особенности ее продукции и тонкости ее производства, особенности ее маркетинговой стратегии, последовательность организации и исполнения операций. По сути, бизнес-планирование позволяет определить цели и пути их достижения через реализацию определенных программ действий. В процессе практического применения плана возможно внесение корректировок.
Объектом бизнес-планирования является бизнес-план, который содержит все данные о будущем предприятии, либо информацию о вносимых изменениях в действующее производство. Субъектом планирования выступает учредитель, предприниматель, либо нанятый эксперт. Он составляется для описания этапов и последовательности проведения всех операций, так или иначе связанных с деятельностью предприятия.
Сущность бизнес-плана заключается в сведении в одном месте стратегии, тактики реализации бизнеса. Часто он применяется для предоставления в кредитные организации с целью получения ссудного капитала для реализации предпринимательской идеи. Бизнес-планирование предполагает сбор, обработку информации, а также принятие решений для получения определенного результата.
Реализация бизнес- планирования состоит из следующих этапов:
- Постановка целей.
- Подбор альтернатив.
- Формирование тактики.
- Непосредственная реализация плана.
- Контроль над исполнением плана и внесение необходимых корректировок.
В зависимости от сроков реализации выделяют стратегическое, среднесрочное или краткосрочное планирование. Стратегия обычно создается на срок не менее 5 лет, средние планы – на срок от 3 до 5 лет, а краткосрочные - сроком не более чем на 1 календарный год. Так же планы могут быть количественными и качественными. Первые характеризуют показатели, которые можно измерить числом. Качественные занимаются вопросами нематериального улучшения положения компании.
Бизнес-планирование, его цели и задачи
Разработка будущего проекта предприятия, либо введение инноваций требует тщательной подготовки. Бизнес-план создается предпринимателем для того, чтобы обосновать инвесторам предстоящие расходы, а также показать потенциальный доход от реализации проекта. Так же бизнес-план аккумулирует всю информацию о проекте, делая ее доступной для всех заинтересованных лиц. Цель бизнес-плана – успешная реализация предпринимательского проекта.
К задачам бизнес-планирования относят:
- Определение направления деятельности фирмы.
- Образование целевых рынков, определение места фирмы.
- Формирование долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей компании.
- Оценка производственных и торговых издержек.
- Выявление соответствия между доступными факторами производства.
- Определение стратегии и тактики маркетинга.
- Оценка текущего финансового положения компании, ее резервов и потребности в денежных средствах.
Составление бизнес-плана позволяет предпринимателю более объемно сформировать представление о работе фирмы. Он сможет внести коррективы в продукт, с учетом потребностей спроса. Так же бизнес-план помогает просчитывать весь перечень потенциальных расходов. В зависимости от уровня цен предприниматель сможет выбрать наиболее подходящую цену реализации с учетом собственных затрат и потенциально ожидаемой прибыли. Общие доходы рассматриваются в рамках распределения их между всеми инвесторами. Так же изыскиваются пути рационализации, оптимизации и повышения эффективности работы предприятия.
Методики бизнес-планирования
Сегодня в практической деятельности предпринимателей используется три основных методики планирования:
- Методика UNIDO.
- Методика аудиторской компании KPMG.
- Методика Европейского банка реконструкции и развития.
Они похожи друг на друга, но имеют разное назначение. Структура бизнес-плана по указанным методиками включает в себя описание товара, оценку рынка, описание потребителей и оценку конкурентов. Так же анализируются цели и стратегии маркетинга, проводится маркетинговый анализ, в том числе SWOT. Помимо этого, исследуются и анализируются собственники, руководство, финансовое состояние и наличие кредиторской задолженности. Важными элементами бизнес-плана является формирование представление о изготовлении товара, наличии необходимых ресурсов и мощностей. Изучение потребительского рынка формирует представление о потребителе, цене реализации, стратегии маркетинга. Создается общая информационная база проекта.
Методика UNIDO больше всего подходит для малого бизнеса, который только начинает запуск и ищет под это средства. Она наиболее простая и не требует больших знаний. Она требует от организаторов проекта проведения честной оценки слабых и сильных сторон, обоснования необходимости производства нового блага. Методика KMPG подходит для крупного и среднего бизнеса. Бизнес-план описывает этапы создания нового производства, а также возможности создания сопутствующих товаров или расширения ассортимента. В плане рассматривается структура себестоимости, описывается движение денежных поток, а также строится точка безубыточности с указанием сроков ее достижения.
Методика ЕБРР самая затратная и трудоемкая, больше всего подходит для крупных предприятий. В ней описывается вся история фирмы. Это необходимо для более точного понимания ее текущего положения и потенциала. Методика описывает каждого участника, содержит информацию о кредиторах, поручителях, а также последовательность погашения всех кредиторских задолженностей.
Целью создания любого бизнес-плана является привлечение инвесторов и формирования их доверия к будущему или текущему проекту. Бизнес-план должен убедить инвестора, что тот сможет получить прибыль в будущем.