Институт – это исторически сложившаяся или целенаправленно созданная устойчивая форма организации совместной деятельности членов общества, каждый из которых реализует определенную функцию.
Общие сведения об институтах и их роли в экономической системе общества
За прошедшее столетие в социальных науках широкое распространение получила такая категория, как «институт». Институтом называют совокупность ролей и статусов людей, правил и механизмов их взаимоотношений. Институты – это неотъемлемые составляющие общества, которые существуют для удовлетворения его потребностей и потребностей его членов.
Понятие институтов используется и в экономической науке. Даже существует и развивается отдельная экономическая школа – институционализм. Экономические институты формулируют правила поведения в рамках экономических систем. Однако их деятельность определяется множеством факторов (родом деятельности, культурными традициями, общественными ценностями и т.д.).
С помощью институтов осуществляется регулирование доступа к экономическим ресурсам, воплощения в жизнь экономических интересов и разрешения конфликтов между их носителями. Во многом именно институты способствуют смягчению и разрешению конфликтных ситуаций, которые объективно возникают в обществе в силу нехватки ресурсов.
Характеристика внутренних и внешних институтов в экономике
В экономической литературе выделяют следующие два типа институтов:
- внешние (системные) институты – устанавливают основные правила экономической системы, характер которой определяется именно этими правилами (например, институт собственности);
- внутренние (локально-организационные) институты – устанавливают правила взаимодействия между отдельными субъектами экономической жизни (т.е. на микроуровне), что снижает трансакционные издержки, степень неопределённости и риска (например, виды договоров, средства платежа, накопления и др.).
Внешние институты определяют доминирующий тип экономической системы, т.е. тип экономического порядка в стране. Поэтому они по своему характеру являются всеобъемлющими, т.е. включают как экономические, так и политические, этические и другие нормы и правила. Это, например, институты права собственности, законодательной деятельности и т.п.
Внутренние институты структурируют взаимодействие экономических агентов по заключению сделок (как на рынках, так и внутри организаций). Примерами подобного рода институтов являются фондовые и товарные биржи, банки, фирмы.
Институциональная характеристика советской экономики
Советская экономика представляла собой особую форму и специфичный порядок хозяйственных отношений в стране. Главенствующая роль в экономике принадлежала государству, который являлся монополистом практически на всех отраслевых и факторных рынках, а также напрямую управлял объемом предложения и уровнем цен в стране. В этой связи советская экономика была лишена практически всех тех институтов, которые подробно изучались в рамках западных экономических школ (например, валютные биржи, конкурентные рынки, многие финансовые инструменты и т.д.).
Из всех институтов, которые действовали в советской экономике, следует выделить следующие:
- партия (КПСС);
- Госплан;
- советское предприятие.
Главным внешним институтом в советской экономике считалась Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). В СССР были срощены партийные и государственные структуры, поэтому логичнее говорить о главенствующей роли именно партии. На ее съездах принимались ключевые решения о развитии страны на ближайшие несколько лет, в том числе, в экономической жизни общества.
В СССР преобладающей формой собственности была общественная (государственная). Т.е. государство распоряжалось практически всеми теми активами, которые находились в стране. Непосредственное управление осуществлялось партийными органами – Центральным комитетом и Политбюро.
Особенностями данного института были большое влияние номенклатуры и бюрократический стиль управления. Ингода для принятия нужного решения приходилось пройти множество согласований и утверждений, что препятствовало оперативному реагированию на изменения, происходившие в экономической жизни.
Институтом, который, можно сказать, занимал промежуточное положение (между внешним и внутренним) был Госплан. Он занимался сбором и обобщением информации о производственных возможностях советских предприятий, а также прогнозированием потребностей общества, в соответствии с которыми осуществлялось распределение экономических ресурсов государства.
Госплан давал задания и команды на места, а именно – отраслевым министерствам. Они затем самостоятельно детализировали те плановые показатели, которые в общем виде были переданы им из Госплана. Госплан разработал и обеспечивал функционирование огромной системы планирования, которая базировалась на системе материальных балансов. В системе планирования были задействованы все предприятия, учтены их взаимоотношения друг с другом, а также с вышестоящими государственными органами.
Внутренним институтом советской экономики, который выражал ее специфику, было советское предприятие. Оно представляло собой некую обособленную часть общенародной собственности. Выделяют два типа советского предприятия – сталинского типа (лишенное права продавать свои фонды и получавшее жестко планируемые показатели хозяйственной деятельности) и косыгинского типа (самостоятельно формирующее фонды материального поощрения, устанавливающее планы по труду, реализующее на свободном рынке сверхплановую продукцию).
Советское предприятие управлялось директором, который выступал в качестве основного агента правительства. А от вышестоящих органов оно в директивном порядке получало сведения об ассортименте продукции, о ценах на нее, о поставщиках и потребителях, финансовый план, капитальные ресурсы. Кроме того, оно находилось под постоянным контролем Госплана, отраслевого министерства, финансовых органов, партийных структур.