Сущность и значение прогнозирования
Многие современные экономисты убеждены в том, что в условиях рынка государство должно регулировать экономику и, соответственно, быть способным предвидеть и прогнозировать последствия принимаемых решений. Государственное регулирование экономики должно включать в себя определение методов, а также степени воздействия на рыночный механизм. Наиболее важной является способность органов государственного регулирования экономики снизить влияние отрицательных факторов на экономические процессы и, при этом, стимулировать воздействие положительных.
Прогнозирование – это специальное научное исследование, которое направлено на выявление перспектив развития процессов и/или явлений.
Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о будущем состоянии объекта, о сроках достижения данного состояния, об альтернативных сценариях и путях достижения желаемого состояния объекта и. т. д.
Процесс разработки прогноза состоит в том, чтобы при помощи определенных методов обработать наличествующую информацию об объекте прогнозирования и в итоге получить некое представление об основных направлениях и сценариях его развития.
Функции и задачи прогнозирования
Прогнозирование должно решать такие основные задачи:
- давать научно обоснованную, объективную картину будущего (основываясь на процессах, происходящих в настоящем и выявлении тенденций развития)
- выбирать направления политики и деятельности (при учете прогнозных оценок).
Основная функция прогнозирования заключается в проведении научного анализа социально-экономических тенденций и процессов, выявлении экономических проблем и предвидении новых экономических ситуаций. Функции прогнозирования также заключаются в:
- исследовании объективных связей социально-экономических процессов и явлений (в конкретных условиях и на определенном этапе социально-экономического развития)
- в выявлении возможных альтернатив развития экономической системы
- в оценке объекта прогнозирования
- в принятии оптимальных решений.
Классификация прогнозов
По цели разработки прогнозы можно разделить на поисковые и нормативные. Суть поисковых прогнозов заключается в выяснении будущего развития исследуемых явлений при сохранении прошлых тенденций. Нормативные прогнозы учитывают заранее поставленные цели, а также пути и сроки их достижения. Разрабатываются они от заданного состояния в будущем (при учете имеющихся тенденций).
По временному горизонту прогнозы классифицируются на:
- оперативные, разрабатываемые на срок до 1 месяца (они, как правило, содержат лишь количественные показатели)
- краткосрочные (до 1 года; содержат общие количественные показатели)
- среднесрочные (разрабатываются на период 1-5 лет и содержат не только количественные, но также и общие качественные оценки)
- долгосрочные (разрабатываются на 5-15 лет; содержащие как общие количественные, так и общие качественные показатели)
- дальнесрочные (разрабатываются на срок свыше 15-20 лет и содержат преимущественно лишь общие качественные характеристики).
По своему содержанию прогнозы могут быть:
- демографические
- экономические
- экологические
- социальные
- научно-технические и т. д.
По методам разработки прогнозы можно классифицировать на интуитивные и формализованные. Интуитивные основываются на информации, полученной главным образом методом экспертных оценок. Формализованные прогнозы базируются на фактической информации об исследуемом объекте.
По масштабам прогнозирования выделяют:
- макроэкономические прогнозы
- структурные (межотраслевые, межрегиональные и т. д.)
- микроэкономические
- региональные
- глобальные и т. д.