Особенности политики Германии
Германия представляет собой федеративное государство, основной фактор финансовой политики которого заключается в объединении Восточной и Западной части государства.
Для сглаживания различий в уровне экономического развития Германии вводится специальный налог на солидарность. Этот налог означает, что налогообложение увеличивается в соответствии с личными доходами и доходами корпораций.
После момента объединения в состав Германии вошло 16 федеральных земель, когда ранее их было всего 10. Субъекты Федерации включает в себя более 11000 общин или округов.
Особенность финансовой системы заключается в государственном устройстве Германии, поскольку она является федеративным государством. Еще один важный фактор, на котором основана финансовая система Германии, является немецкая модель управления в национальном хозяйстве. Такую модель часто называют социальным рыночным хозяйством. Она характеризуется большой ролью государства в экономической жизни.
Основой деятельности государства является обеспечение равного распределения социальных благ между всеми гражданами в стране. Присутствующий высокий уровень гарантий в Германии требует высоких затрат производителей товаров и услуг. Для Германии характерна самая высокая стоимость рабочего часа, но высокий размер пособий по безработице не стимулирует стремление граждан к труду. Данные социальные цели характеризуются значительными финансовыми изъятиями в бюджет государства, местные земельные бюджеты. По этой причине немецкий уровень налогообложения порой превышает 65% нераспределенной прибыли.
Государственная финансовая политика
В Германии государством поддерживаются многие отрасли, которые являются убыточными. Примером может быть угольная, сталелитейная, судостроительная отрасль.
По обобщенным данным, до 30% государственных средств из бюджета потрачено на прямые субсидии именно таким предприятиям. Конституция ФРГ содержит основные правила всей финансовой системы. Конституция - крупный раздел основного закона государства, регламентирующий отношения между землями и Федерацией, между Федерацией и общинами.
Конституция включает в себя правовые основы распределения по уровням бюджета, включая: расходы, обусловленные социально экономическим развитием государства, компетенцию органов власти в сфере налогового законодательства, налоговые поступления.
В соответствии с финансовой конституцией цель государства заключается в достижении единого жизненного стандарта на территории всего государства. Именно с этой целью в стране перераспределяются ресурсы и предоставляются общественные блага в равной степени всем землям.
Финансовая система Германии
Финансовая система Германии включает в себя две сферы: государственные и местные финансы, финансы предприятий.
Сферу государственных и местных финансов можно разделить на три уровня:
- федеральный,
- земельный,
- общинный.
Основная роль заключается в сфере государственных финансов, внутренних Федеральных финансов. На их долю приходится финансирование стратегически важных расходов, предоставляются субсидии, в первую очередь, бюджетам земель.
На уровне земель и общин, главным образом, происходит финансирование социальных программ. В области государственных и местных финансов можно выделить: федеральный бюджет, бюджет федеральных земель и местные бюджеты, финансы специальных правительственных и внебюджетных фондов, государственный и муниципальный кредит.
Около 80% всех бюджетных доходов поступает через налоговые поступления. Неналоговые поступления включают в себя прибыль государственных предприятий, доходы от участия в капитале, государственные кредиты, приватизацию, рентные платежи.
С помощью расходов федерального бюджета обеспечиваются традиционные сферы деятельности Федерации, земель и общин.
С конца XX века для Германии был характерен дефицит государственного бюджета, величина которого превышала критерий, установленный Маастрихтским соглашением. В значительной мере этот дефицит был преодолен после объединения двух частей страны, таким образом, правительство добилось снижения дефицита.
Бюджеты земель и общин в Германии составляет около 20% национального дохода. Происходит составление проектов бюджетов исполнительными органами власти, бюджеты принимаются органами представительной власти.
Список запланированных расходов и доходов местных органов власти называют бюджетным уставом. Для некоторых земель финансовый год правильно называется периодом, поскольку он длится 2 календарных года.
Специальные внебюджетные фонды способны обеспечивать ресурсами соответствующие целевые программы.
Наиболее крупные фонды представляют собой Фонд социального страхования: страхование временной нетрудоспособности, пенсионный фонд, фонд страхования безработицы, несчастных случаев и др.
Источниками фондов служат взносы работодателей, отчисления от заработной платы работников обязательного характера, субсидии из Федерального бюджета от государства.
Большую роль в управлении Германии играет государственный кредит. Его часто используют при управлении бюджетным дефицитом. На федеральном уровне Правительство может выпускать облигации, обладающие фиксированным гарантированным доходом и выплачиваемые ежегодно. В качестве держателей облигации могут выступать юридические и физические лица, за счёт этих средств правительством осуществляется финансирование текущих расходов федерального бюджета.
Регионы и муниципалитеты также обладают возможностью заимствовать средства для дополнительного финансирования по расходам. Сфера финансов организаций Германии состоит из финансов в частных организациях, финансов государственных организаций.
В собственности Федерального правительства, земель и общин можно выделить:
- Федеральную железную дорогу,
- почту,
- металлургическую промышленность,
- энергетику,
- предприятия горнодобывающей промышленности.
Почти все государственные предприятия обладают низким уровнем рентабельности, большая часть из них убыточна. Дотирование предприятия осуществляется за счет соответствующих бюджетов, также велика роль кредитования.