Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория монополий и проблема рыночной власти

Понятие монополии

Определение 1

Монополия – это предприятие, которое обладает абсолютной рыночной властью, то есть определяет цену и объем выпуска продукции, у которой нет аналогов.

Под монополией может пониматься исключительное право, например, авторское. Искусственная монополия может создаваться государством. Рыночная конкуренция в реальной жизни отличается от совершенной конкурентной среды, которая рассматривается теорией. Для совершенной конкуренции характерны следующие черты:

  1. Доступность и полнота рыночной информации.
  2. Низкие барьеры входа на рынок. Практически любой субъект может начать свой бизнес.
  3. Ни один субъект не способен повлиять на основные параметры рынка – цену, спрос, предложение.
  4. На рынке действует большое число продавцов и покупателей.

Монополия является формой несовершенной конкуренции. На реальном рынке невозможно достичь полноты информации, ее доступности для всех участников. Субъекты экономики имеют разный доступ к факторам производства, что определяет их конкурентные преимущества. Монополист является единственным владельцем ресурсов или уникальной технологии, позволяющей ей создавать блага, у которых нет конкурентов. Он занимает господствующее положение, применяя несправедливые методы конкуренции, что ведет к повышению барьеров входа на рынок. Еще одним признаком монополии является объем капитала, которым обладает компания. Ее конкуренты не способны создавать продукцию в том же объеме, либо держать тот же уровень цен. Именно поэтому в большинстве стран существуют антимонопольные службы, которые занимаются охраной справедливой конкуренции.

Замечание 1

Таким образом, монополия – это форма конкурентной борьбы, при которой на рынке главенствует единственный производитель, способный влиять на рыночную информацию для достижения собственных целей.

«Теория монополий и проблема рыночной власти» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Теория монополий

Максимизация прибыли является основной задачей для любого предпринимателя. Чтобы увеличить прибыль фирма-монополист, прежде всего, устанавливает оптимальный для своих мощностей объем выпуска. Для этого сопоставляются следующие данные:

  1. Общие доходы и общие издержки
  2. Предельные доходы и предельные издержки.

Отличительной особенностью монополии является совпадение динамики спроса на продукцию производителя с общей динамикой спроса на рынке. Если компания монополист решит продавать продукцию по разным ценам, то будет изменяться размер предельного дохода. Чем больше будет объем продаж, тем меньше будет размер предельного дохода. Если монополист обладает информацией о динамике колебания спроса, он сможет изменить сумму предельного дохода. Считается, что отсутствие демпинга и наращивание объемов продаж в долгосрочной перспективе приведут к снижению цен и быстрому снижению предельного дохода. То есть он будет уменьшаться быстрее, чем снижение цен.

Для получения долгосрочного положительного эффекта, монополисту необходимо достичь равновесия. Считается, что защита от конкуренции позволяет фирме использовать одинаковую стратегию для долгосрочного и краткосрочного положения на рынке. Но если монополия является открытой или естественной, то на ее поведение могут воздействовать факторы, заставляющие изменить ее поведение. Естественные монополии возникают там, где удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции. Открытая монополия проявляется при совершении уникального научного открытия. Это временное лидирующее положение фирмы. Равновесие в данном случае достигается через управление прибылью. Минимизация средних издержек не даст возможность получить доход, а значит, равновесие будет выстраиваться при условии получения прибыли.

Открытая монополия может столкнуться с конкуренцией в будущем, когда другие компании освоят новую технологию. Для того, чтобы защититься от новых фирм, монополист может установить цены ниже рыночных, таким образом, повысив барьер входа. Получается, что компаниям-новичкам потребуется больше инвестиций, чтобы иметь возможность конкурировать. В противном случае, они понесут убытки, так как окупаемость расходов будет низкой.

Проблема рыночной власти

Монополисты могут диктовать свои условия рынку, несмотря на то, что им так же приходится поддерживать равновесие в долгосрочной перспективе для получения стабильного дохода. Для того, чтобы ограничить их рыночную власть государства организуют специальные антимонопольные службы, которые занимаются отслеживанием деятельности монополистов, а также обеспечивают справедливую конкуренцию на рынке. Сложнее всего сдерживать конкуренцию в среде естественных монополий, так как их деятельность связана со следующими аспектами:

  1. Экономическая обоснованность действий.
  2. Законодательное установление цен.
  3. Законодательное ограничение доходности.
  4. Выяснение бенефициантов
  5. Установление лиц, ответственных за управление монополией.

Регулирование деятельность естественных монополий заключается в поиске видов хозяйственной активности, для которой характерно ее образование. Далее анализируется обоснованность установленных цен, осуществленных затрат. Любые изменения, вносимые в работу рынка монополией будут контролироваться и проверяться соответствующими государственными органами. Чтобы работа естественных монополий была более эффективной, может быть проведена национализация производства. Негативным последствие огосударствления частной собственности монополиста может стать закрытость информации.

Природа монополий и рыночной власти изменяется под влиянием научно-технического прогресса. Теперь монополистами могут быть организации, обладающие исключительным правом собственности на технологию, либо имеющие доступ к ограниченным услугам. Эти компании придерживаются платформенной модели хозяйствования в виртуальной среде. По сути, это крупные информационные системы, которые предоставляют доступ к информации сразу для большого числа пользователей. Платформы могут быть технологическими, то есть обеспечивать среду взаимодействия разработчиков. Они оказывают комплексные услуги от осуществления производственных процессов до проведения маркетинговых мероприятий.

Дата последнего обновления статьи: 20.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot