Значение конкуренции
Развитая рыночная экономика немыслима без реализации механизма конкуренции.
Конкуренция – борьба относительно определенного объекта между субъектами, имеющими сопоставимые или одинаковые цели.
В условиях рыночной экономики между собой конкурируют все участники рынка, так, продавцы конкурируют между собой за покупателей, покупатели – за наиболее выгодные покупки, и те, и другие – за сферы размещения средств (объекты инвестирования).
Конкуренция как условие функционирования рынка может быть охарактеризована следующим образом:
- наличие значительного числа независимых и самостоятельных покупателей и продавцов, действующих в рамках рынка, отрасли, сегмента рынка;
- свобода входа и выхода с рынка.
Конкуренция в условиях рыночной экономики активно поддерживается государством посредством антимонопольного законодательства.
Типы рыночных структур в зависимости от степени конкуренции
В зависимости от ряда критериев, к числу которых относят численность и величину участников рынка, характеристику товаров различных производителей по критериям сходства / различия, наличия входных и выходных отраслевых или рыночных барьеров и информационной прозрачности рынка различают несколько видов типов рыночных структур.
К числу этих структур относят:
- во-первых, совершенную конкуренцию:
- во-вторых, монополию;
- в-третьих, олигополию;
- в-четвертых, монополистическую конкуренцию.
Совершенная - конкуренция, существование которой возможно в условиях наличия огромного множества небольших продавцов и множества покупателей недифференцированных товаров с отсутствием у них возможности влияния на цену. В условиях свободной конкуренции механизм ценообразования полностью определяется рынком, цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. Такой тип рыночной структуры носит наименование рынка свободной конкуренции.
Наличие множества продавцов и покупателей означает их примерно равную информированность о состоянии рынка. Продавец и покупатель при выходе на рынок сталкиваются с уже сложившимся уровнем цены, что обеспечивает новым участникам рынка равные возможности по сравнению с уже действующими на рынке участниками.
Рынок свободной конкуренции практически не имеет барьеров на вход или выход, в результате характеризуется высокой динамикой численности продавцов. При этом действующие на рынке продавцы не располагают возможностью контроля рынка в силу малой его доли, приходящейся на каждого из них.
Таким образом, данный тип рыночной структуры характеризуется огромным числом небольших продавцов, предлагающих стандартизированный товар в условиях полной информационной открытости и безбарьерности.
На практике такой тип рыночной структуры не встречается, являя собой идеальную модель рынка, характеризующую конкуренцию с таким уровнем свободы как абстрактную идею, к которой рынок должен стремиться;
Монополия рассматривается как противовес совершенной конкуренции. В условиях такой рыночной структуры действует только один крупный продавец, предлагающий уникальный по потребительским свойствам продукт. Единственный продавец, находящийся вне конкуренции, имеет полный контроль над рынком, предложением и соответственно ценой продукта, в связи с чем уровень цены определяется только величиной прибыли, которую продавец намерен получить.
Естественно цель монополиста заключается в максимизации прибыли, а значит, в установлении максимально высокой монопольной цены. Такая ситуация является противоречием законам свободного рынка.
В целом данный тип рыночной структуры характеризуется наличием на рынке одного продавца уникального товара, полностью контролирующего цену и величину предложения. Отличительными особенностями данной структуры также является низкая информационная прозрачность рынка и наличие высоких барьеров для входа или выхода с рынка.
Государство стремится всеми способами препятствовать возникновению монополий, однако существуют условия формирования последних естественным образом. Примером естественных монополий являются коммунальные службы в сфере электро- и газоснабжения.
В силу преимуществ естественных монополий их существования допускается и даже желательно, однако их деятельность зачастую напрямую регулируется государством.
Олигополия представляет собой такой тип рыночной структуры, в рамках которого функционирует несколько продавцов, причем часть из них контролирует значительные сегменты рынка. В рамках олигополии продавцы могут предлагать как стандартизированный, так и дифференцированный товар. Данный тип рыночной структуры, как правило, характеризуется безбарьерностью, но недостаточным равноправием в отношении доступности информации.
Олигополистическая рыночная структура характеризуется конкуренцией нескольких крупных продавцов, которые препятствуют вхождению на рынок новых участников.
В условиях такой рыночной структуры продавцы зависимы друг от друга, что вынуждает их отказываться от методов ценовой конкуренции и применять широкий спектр методов неценовой конкуренции. Рынок находится в зависимости практически от каждого его участника;
Монополистическая конкуренция максимально приближена по своей характеристике к совершенной конкуренции. Однако в условиях данной рыночной структуры в отличие от совершенной конкуренции предлагается дифференцированный продукт. В рамках такой структуры действует большое число продавцов, которые предлагают похожий товар, отличающийся по таким критериям как качество, упаковка, престижность и так далее. Выпуская свою версию дифференцированного товара, каждый продавец в определенном смысле выступает в качестве монополиста, что обусловливает готовность потребителей платить более высокую цену за товар определенного бренда.
Отличительной особенностью данной структуры рынка является ее безбарьерность или наличие низких барьеров.