Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды потребительского спроса

Общая типология потребительского спроса и его сущность

Определение 1

Потребительский спрос представляет собой часть общего платежеспособного спроса, предъявляемого обществом на предметы потребления. Фактически он отражает текущее состояние общественных потребностей.

Величина, характер и структура спроса на товары потребления определяются множеством факторов, наиболее важную роль среди которых играют потребительские предпочтения с одной стороны, и величина располагаемого дохода населения страны – с другой. Так или иначе, потребительский спрос может принимать различные формы, которые предопределяют его видовой и типологический состав.

Общая типологизация потребительского спроса основана на периодичности его распределения. В частности, в научной литературе принято выделять порядка четырех основных типов спроса на потребительские товары (рисунок 1).

Типология потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Типология потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В том случае, если спрос на какую-либо потребительскую продукцию предъявляется ежедневно, он приобретает повседневный характер. Если потребительский спрос предъявляется через определенные промежутки времени, он называется периодическим.

Эпизодическим потребительский спрос считается в том случае, если он предъявляется от случая к случаю, то есть редко.

Наконец, спрос на потребительские товары может быть предъявлен спонтанно, в любое время и под воздействием определённых факторов. Такой спрос принято называть импульсивным.

По степени своей удовлетворенности потребительский спрос может быть действительным, реализованным либо неудовлетворенным.

«Виды потребительского спроса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В зависимости от потребительских намерений спрос на потребительские товары может быть четко сформулированным либо альтернативным. В первом случае справедливо говорить о твердом заявлении на приобретения конкретной продукции, а во втором – о предъявлении спроса на широкий круг однотипных экономических благ.

По своему характеру потребительский спрос может быть первичным, дополнительным и спросом на замену. В первом случает\ имеется в виду спрос на потребительский товар, впервые представленный на рынке, во втором случае речь идет о спросе на вторые, третьи и последующие экземпляры уже имеющихся товаров. Спрос на замену предполагает спрос на потребительскую продукцию купленную ранее, но утратившую свои первоначальные свойства.

Классификация потребительского спроса на микроуровне

Потребительский спрос представляет собой сложную экономическую категорию. С научной точки зрения принято выделять несколько основных видов спроса на потребительские товары. В качестве основного классификационного признака при этом выступает характер потребительского спроса.

В общем виде классификация потребительского спроса на микроуровне представлена на рисунке 2. Рассмотрим ее более подробно.

Основные виды потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Основные виды потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При отрицательном спросе на потребительские товары большинство потребителей недооценивает продукт конкретной фирмы и предпочитает приобретать продукцию иной марки. В этом случае речь зачастую идет о низком качестве продукции, не вызывающей интерес и потенциальных покупателей.

Отсутствующий спрос на конкретные потребительские товары определяется незаинтересованностью покупателей в производимой продукции.

Потенциальный (или скрытый) потребительский спрос имеет место быть в тех случаях, когда у потребителей уже существует конкретная потребность, но она не может быть удовлетворена продукцией, имеющейся на рынке.

Падающий потребительский спрос характеризуется сокращением величины спроса на продукцию и снижением заинтересованности в ней со стороны покупателей.

Потребительский спрос может иметь нерегулярный характер. В этом случае речь идет о временных колебаниях спроса на потребительские товары.

Полноценным потребительский спрос считается в том случае, если рыночное предложение удовлетворяет спрос. Как правило, товарооборот предприятий в этом случае носит стабильный характер.

Наконец, потребительский спрос может быть нерациональным. Имеет место он в том случае, когда потребители приобретают товары, наносящие вред их здоровью и (или) окружающей среде.

Помимо этого, в маркетинге потребительский спрос в зависимости от степени охвата продукта принято делить на три категории – микро-спрос, макро-спрос и мега-спрос. В первом случае речь идет о спросе на конкретный товар, величина которого может быть измерена в натуральном выражении. Во втором случае имеется в виду спрос на абстрактный товар, например, на образовательный продукт. В третьем случае речь идет о спросе сразу на несколько абстрактных товаров.

Классификация потребительского спроса на макроуровне

Потребительский спрос в целом (то есть на макроуровне) может быть классифицирован на основании мотивов, его вызывающих. В соответствии с данным критерием принято выделять два вида спроса на потребительские товары:

  • функциональный потребительский спрос;
  • нефункциональный потребительский спрос.

Потребительский спрос функционального типа предполагает, что доля спроса на потребительские товары определяется свойствами, присущими этим самым товарам.

Потребительский спрос нефункционального типа имеет место в том случае, если доля спроса на потребительские товары предопределяется какими-либо иными условиями и факторами, не свойственными самой продукции.

Еще одним признаком, позволяющим классифицировать потребительский спрос, может выступать стадия его формирования. В этом случае правомерно говорить о двух вида спроса на потребительские товары:

  • первичный потребительский спрос;
  • окончательный потребительский спрос.

В первом случае речь идет о потенциальном спросе, который определяется как желание потребителей к приобретению тех или иных потребительских товаров. Во втором случае имеется в виду уже реализованный спрос, находящий свое отражение в виде покупок или расходов населения. Иначе его также принято называть платежеспособным.

Дата последнего обновления статьи: 22.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot