Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие потребительского спроса

Сущность потребительского спроса и его эластичность

Под спросом в общем смысле этого слова принято понимать платежеспособную потребность. В экономике в целом его принято разграничивать на два вида – спрос производства и спрос потребления (потребительский спрос).

Определение 1

Потребительский спрос представляет собой платёжеспособною потребность общества и домашних хозяйств в предметах потребления.

Под предметами потребления следует понимать продукты труда и результаты производства, которые предназначены для личного потребления. К ним относятся потребительские товары и услуги.

Спрос на предметы потребления выступает в качестве связующего звена между потребителями и товаропроизводителями. Он же отражается текущее состояние развития общественных потребностей. На потребительский спрос оказывается многостороннее воздействие и со стороны рынка, и со стороны потребностей, и со стороны анализа текущего потребления, и даже со стороны отраслей потребительского сектора экономики. В общем виде их взаимосвязь отражена на рисунке 1.

Потребительский спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Потребительский спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Спрос на предметы потребления, как и совокупный экономический спрос, служит отражением потребностей общества, опережающих производство и выступающих движущими мотивами его развития. Его основными характеристиками, поддающимися измерению, считаются:

  • величина (объем) спроса;
  • цена спроса.

Величина спроса отражает тот объем предметов потребления, который покупатели в данный период времени при условии определённого уровня отпускных цен готовы приобрести. Она может быть измерена в натуральных либо стоимостных показателях.

Цену спроса следует воспринимать в качестве максимальной цены, которую потребители могут и готовы заплатить за определённое количество потребительских товаров и услуг.

«Развитие потребительского спроса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Цена и объем спроса тесно взаимосвязаны между собой. Эта взаимосвязь находит свое отражение в законе спроса, который гласит, что с ростом рыночных цен спрос на предметы потребления снижается и, наоборот, при снижении уровня отпускных цен величина спроса растет.

Зависимость между величиной спроса и уровнем цен на предметы потребления измеряется при помощи коэффициента эластичности. Эластичность потребительского спроса всегда основана на изучении двух переменных и показывает, на сколько процентов изменится одна переменная при однопроцентном увеличении другой переменной.

Все предметы потребления (товары и услуги) могут обладать разной эластичностью. Если говорить об эластичности спроса по цене, то можно выделить в разной степени эластичный и неэластичные блага. Если же речь идет об эластичности спроса по доходу, все товары и услуги делятся на легко- и трудно- заменяемые блага, среди них выделяются: предметы роскоши, полноценные, неполноценные и нейтральные блага, а также товары первой необходимости.

Тип эластичности и характер потребляемых экономических благ неизменно оказывают свое влияние на развитие потребительского спроса.

Факторы и условия развития потребительского спроса

Развитие потребительского спроса обусловлено рядом факторов. Все они, в конечном счете, могут принимать лишь две формы:

  • факторы ценового порядка;
  • неценовые факторы.

В первом случае речь идет об изменении уровня цен на предметы потребления. Данный фактор считается ключевым. Согласно закону спроса, чем выше уровень цен на товары и услуги (при прочих равных условиях), тем ниже спрос на них. Соответственно, при снижении уровня рыночных цен наблюдается рост величины потребительского спроса. Следует понимать, что данная зависимость имеет исключения. Так, например, товары первой необходимости будут пользоваться спросом всегда, даже если цены на них будут расти.

В определенной долей условности к данной группе факторов относится изменение цен на сопутствующие товары и товары заменители. Так, например, при сильном росте цен на бензин. Часть населения может отказаться от обладания автомобилем или отложить решение о его покупке.

Факторы неценового порядка никак не связаны с колебаниями рыночных цен. В первую очередь к ним относятся предпочтения потребителей и уровень их дохода. Последнему отводится определяющая роль среди неценовых факторов.

Также к неценовым факторам можно отнести число покупателей на рынке, их ожидания в отношении будущей ситуации, моду и традиции общества и пр.

Замечание 2

Неценовые факторы в наименьшей степени поддаются контролю и оценке. В то же время они оказывают существенное влияние на развитие потребительского спроса и могут быть использованы товаропроизводителями для стимулирования сбыта пи реализации своей продукции.

Основные закономерности развития потребительского спроса

Объем потребительского спроса выступает в качестве одного из ключевых факторов экономического роста страны. Он восприимчив к мерам государственного регулирования экономических систем. Именно поэтому в целях стимулирования спроса на предметы потребления в современном мире активно используются методы административного управления.

На уровне национальной экономики, впрочем, как и на уровне отдельных товаропроизводителей, основным способов развития потребительского спроса выступает снижение уровня отпускных цен на тот или иной товар или услугу.

Методы государственного регулирования цен могут быть прямыми или косвенными. Первые предполагают воздействие на методы и порядок определения цен и их уровня, а вторые основаны на нормативно-законодательном воздействии.

На микроуровне субъекты хозяйствования самостоятельно устанавливают уровень цен на свою продукцию. Единственным ограничением выступает сохранение порога рентабельности (цена сбыта должна полностью окупать все издержки на производство и реализацию продукции).

Помимо ценовых факторов для развития потребительского спроса активно используются неценовые методы стимулирования. На уровне товаропроизводителей особое внимание уделяется рекламе и продвижению продукции. На уровне государства речь идет о сдерживании темпов роста инфляции и обеспечении роста реальных доходов населения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot