Сущность потребительского спроса
В экономике под спросом принято понимать платежеспособную потребность в каких-либо товарах или услугах, материальных и нематериальных благах. Его величина отражает то количество продукции, которое покупатели хотят и могут приобрести в течение определенного периода времени при всех возможных ценах на эту продукцию.
Спрос порождается двумя основными факторами:
- потребностями общества;
- платежеспособностью покупателей.
Потребности определяются нуждой в чем-либо и предполагают желание обладать какими-либо экономическими благами. Спрос же представляет собой не просто желание приобрести экономические блага, но и реальную возможность купить их по существующим на рынке отпускным ценам.
В экономике спрос поддается множественной классификации по различным основаниям. Чаще всего его принято разграничивать на два типа – спрос на факторы производства и спрос на предметы потребления. Непосредственно спрос на предметы потребления называется потребительским спросом.
Таким образом, под потребительским спросом следует понимать часть совокупного спроса, относящуюся к потребительским товарам. В значительной степени он зависит от величины денежных средств, которые находятся в распоряжении населения (как «на руках», так и в банковских учреждениях).
Сам по себе потребительский спрос способствует формированию субъективных характеристик предпочтений и вкусов населения. Его величина определяется предпочтениями населения (домашних хозяйств) с одной стороны, и структурой его доходов, с другой стороны. Некоторая часть потребительского спроса формируется под воздействием государства, в первую очередь это касается социальной сферы и обороноспособности страны.
На практике потребительский спрос выступает в качестве основополагающей категории рыночного хозяйства. Его влияние на различные рыночные процессы предопределяется научно-практический интерес к исследованию сущности потребительского спроса и определяющих его факторов.
Исторический экскурс развития потребительского спроса в российской экономике рыночного типа
Россия вступила на путь рыночного развития вместе с распадом Советского Союза. Именно тогда, с начала 1990-х гг., и начала формироваться история развития потребительского спроса в российской экономике.
В условиях перехода к экономике рыночного типа поведение потребителей в России и ее экономическая среда имели свои особенности. В конце 1980-х гг. потребление было весьма ограниченно. Его главной проблемой выступала сама возможность достать (приобрести) интересующий покупателя товар. Выбор был весьма ограничен, основополагающая роль отводилась внутреннему производству. В таких условиях особо высокий спрос предъявлялся на импортную продукцию, за которой стояли небезызвестные всем «очереди».
Одновременно с проведением рыночных реформ произошли и существенные изменения в потреблении. Количество продавцов на рынке, а вместе с ними и ассортимент предлагаемой продукции, увеличивались. При этом кризисные 90-е были отмечены крайне низкими уровнями дохода, как реального, так и номинального. Задержки заработных плат, натуральное отоваривание, бартер – все это было насущной проблемой миллионов людей.
Таким образом, можно выделить две основных тенденции в истории развития платежеспособного спроса в России 1980-2000-х гг.:
- в дореформенный период потребительский спрос характеризовался растущими потребностями общества, но ограничивался рыночным дефицитом;
- в период становления рыночной экономики (1990-2000е гг.) потребительский спрос был ограничен в первую очередь платежными возможностями населения на фоне расширения рыночного предложения.
Сегодня ситуация на рынке несколько иная. Развивается рыночная конкуренции, наблюдается большое количество продавцов, предлагающих обществу различные виды экономических благ. Активно развиваются экспортно-импортные отношения. Все это предопределяет особенности потребительского спроса в современной России.
Особенности потребительского спроса в современной России
Сегодня на отечественном рынке не наблюдается дефицита, диктатура продавца отсутствует, а потребители свободно осуществляют свое право на выбор. В результате у населения возрождается чувство потребительской полноценности. Монополия государства соблюдается лишь в некоторых общественно значимых отраслях. На рынке присутствует множество импортной продукции. Темпы инфляции в стране замедляются.
Вместе с тем, проводимые исследования не позволяют дать однозначной оценки потребительскому спросу. С одной стороны, его величина неизменно выросла за последние 20 лет, круг потребительских запросов расширился, а их требования к качеству продукции – выросли. Существенную роль в развитии потребительского спроса сыграл Интернет – многие покупки, в том числе крупные, сегодня совершаются в режиме онлайн. Более того, товары сразу могут быть приобретены у зарубежных продавцов, которые обеспечивают доставку товара на территорию страны.
В то же время, в последние годы наблюдается изменение вектора потребительских предпочтений. Некоторые отрасли характеризуются спадом (например, продовольственная отрасль). Согласно одним опросам россияне сокращают покупки, согласно другим – наоборот, чаще ходят в магазины. Схожим образом ведет себя и статистика.
Согласно статистическим данным за первое полугодие 2018 года розничная торговля выросла на 2,6%. Подобные показатели могли бы свидетельствовать о росте потребительской активности. В то же время данные корпоративной финансовой отчетности крупнейших ретейлеров указывают на ухудшение ситуации с выручкой. Средние чеки снижаются (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика среднего чека крупнейших розничных сетей, %. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, реальная активность потребителей, а вместе с ней и потребительский спрос угасают. В условиях снижения качества продукции и санкций со стороны стран Запада расходы населения на приобретения потребительских товаров снижаются, а страна начинает переживать «кризис потребления».
Одной из серьезных проблем современности выступает низкий спрос на продукцию отечественных товаропроизводителей.