Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кривая потребительского спроса

Кривая потребительского спроса

В экономике принято выделять два вида спроса – спрос на факторы производства и на предметы потреблений. Последний как раз таки и именуется потребительским спросом.

Замечание 1

Потребительский спрос служит рыночным выражением потребностей населения страны в приобретении потребительский товаров и услуг. Как и спрос в целом, он подчинен определенному закону, именуемому законом потребительского спроса.

Закон потребительского спроса отражает зависимость между ценой потребительской продукции и ее количеством, представленным на рынке.

Подобная зависимость имеет обратный характер. Это означает, что рост рыночных цен на потребительские товары при прочих равных условиях неизменно приводит к сокращению количества покупателей, способных и желающих приобрести эти самые товары по новым ценам. Свое отражение подобная зависимость находит в кривой потребительского спроса.

Определение 1

Под кривой потребительского проса следует понимать кривую, которая показывает зависимость между спросом на потребительские товары и их отпускной ценой.

В общем виде кривая потребительского спроса представлена на рисунке 1. Рассмотрим некоторые особенности ее построения более подробно.

Кривая потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кривая потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На горизонтальной оси абсцисс отражен объем потребительского спроса, то есть то количество потребительских товаров, которое покупатели могут и реально готовы приобрести при заданном уровне цен.

На вертикальной оси ординат указана рыночная цена на потребительские блага, то есть тот уровень отпускных цен, по которому эти самые потребительские блага реализуются товаропроизводителями на рынке.

«Кривая потребительского спроса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Соответственно кривая «D» и является кривой потребительского спроса. Она отражает зависимость между уровнем цен и величиной спроса на потребительские товары. Чем ниже рыночные цены на продукцию, тем выше спрос на нее и наоборот.

Установление соответствия между величиной спроса и уровнем цен определяется конкретной точкой кривой потребительского спроса.

Говоря от потребительском спросе, следует отметить, что цена на потребительские товары не всегда является определяющим фактором их потребления. Так, например, если речь идет о товарах первой необходимости, таких как соль, хлеб, лекарства и др., спрос на них будет всегда, даже при повышении отпускных цен. В то же время, если речь идет о предметах роскоши, зависимость между ценой и объёмом спроса резко повышается.

Сдвиг кривой потребительского спроса

Сдвиг кривой спроса имеет место быть в том случае, если на величину потребительского спроса и его структуру оказывают влияние неценовые факторы. В этом случае кривая потребительского спроса может сдвигаться. Подобные сдвиги могут осуществляться влево, вправо, вверх и вниз (рисунок 2).

Сдвиги кривой потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Сдвиги кривой потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сдвиг кривой вверх и вправо свидетельствует об увеличении потребительского спроса. В том же случае, если кривая сдвигается вниз и влево, потребительский спрос на товары уменьшается. Так или иначе, в основе подобных сдвигов лежат определённые факторы, напрямую не связанные с величиной отпускных цен на потребительскую продукцию. Рассмотрим эти факторы более подробно.

Факторы, оказывающие влияние на потребительский спрос

Итак, основным фактором, предопределяющим величину и характер спроса на потребительские товары, выступает их цена. При этом речь идет как о ценах на конкретный потребительский товар, так и о ценах на другие потребительские блага.

Помимо рыночных цен на потребительский спрос оказывают влияние иные факторы. Основными из них считаются:

  • вкусы и доходы потребителей;
  • потребительские ожидания;
  • внешние условия.

Вкусы потребителей могут быть обусловлены личностными предпочтениями, модой, общественными ожиданиями, историческим этапом развития государства и иными факторами. Как правило, они проявляются в приверженности потребителей к определённым группам, видам и маркам товаров.

Основным неценовым фактором, оказывающим наиболее сильной влияние на потребительский спрос, выступает величина располагаемого дохода, то есть та сумма доходов потребителей, которая остается в их распоряжении после выплаты всех налогов. Несмотря на то, что люди самостоятельно принимают решения о том, каким образом им следует распоряжаться своими доходами, их окончательный потребительский выбор в значительной степени предопределяется величиной доходов.

В том случае, если доходы потребителей снижаются, они в первую очередь начинают отказываться от товаров роскоши и иных необязательных потребительских благ. Стремясь к сокращению своих расходов, они делают потребительский выбор в пользу более дешёвых и нередко менее качественных продуктов. Именно поэтому фактору доходов в анализ потребительского спроса и его прогнозировании отводится особая роль.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на потребительский спрос и его кривую, выступают ожидания потребителей. В том случае, если потребители ожидают рост своих доходов в обозримом будущем, их потребительские предпочтения начинают расширяться, а выбор падает в пользу более дорогих потребительских товаров. В том же случае, если ожидается какой-либо кризис, потребительский спрос претерпевает трансформацию. В данном случае речь может идти как о переориентации спроса на более дешевую продукцию, так и о возникновении тенденции домохозяйств к накоплению.

Помимо прочего сдвиг кривой спроса может быть обусловлен влиянием внешних факторов. К ним могут быть отнесены:

  • изменения в геополитической обстановке;
  • кризисные явления в национальной экономике страны;
  • техногенные катастрофы;
  • неблагоприятные климатические условия в период вызревания урожая и пр.

Все эти факторы называются экзогенными. Они с трудом поддаются предсказанию и не могут быть спрогнозированы потребителями. В качестве примера подобных факторов можно привести введения отраслевых санкций против России со стороны Запада, в результате которых ввоз многих продуктов на территорию нашей страны был запрещен, и потребители оказались в условиях ограниченности своего выбора.

Дата последнего обновления статьи: 22.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot