Теоретические основы эластичности спроса
На рынке товаров и услуг постоянно происходят изменения. Меняться может цена продукции. Причем, данные перемены могут исходить как от производителя, так и от самого рынка (например, изменение мировой цены на товар). Также, меняться может объем производства продукции и условия ее реализации. Все это может оказывать влияние на спрос, проявляемый потребителем. Поэтому для производителя крайне важно изучать и прогнозировать возможную реакцию покупателя. Зная поведение потребителя, возможно выстраивать ценовую стратегию предприятия, маркетинговую стратегию, прогнозировать и планировать объем производства и продаж.
Реакция потребителя, проявляемая в возможном изменении спроса в ответ на детерминанты рынка, называется эластичностью. Такими детерминантами традиционно выступают ценовые и ряд неценовых факторов спроса.
Под эластичностью спроса понимают изменение величины спроса (в процентах) в зависимости от изменения величины (в процентах) ряда факторов. Такими факторами могут выступать: цена товаров и услуг, доходы потребителей, индивидуальные предпочтения, мода и т.д.
Так как существуют различные категории товаров (товары первой необходимости, товары роскоши, нормальные товары и т.д.), то выделяют и разные виды эластичности спроса на них. Связано это с определенной реакцией потребителей на изменение цен на данные товары и уровня дохода покупателей.
Так, спрос на товары первой необходимости, которые потребляются при любом уровне дохода, не будет существенно изменяться при изменении цены или дохода. А есть группы товаров, спрос на которые будет активно проявляться при снижении цены или увеличении дохода.
Виды эластичности спроса
Так как реакция потребителя может быть различной степени интенсивности, то в теории эластичности выделяют следующие виды эластичности спроса.
- Эластичный спрос – характеризуется интенсивной реакцией потребителя на изменения определенных факторов. Товары, обладающие эластичным спросом: бытовая техника, мебель и цифровая техника, предметы одежды (нормальные товары), драгоценности и ювелирные изделия (предметы роскоши);
- Неэластичный спрос – характеризуется реакцией спроса низкой интенсивности на изменение ряда факторов. Неэластичным спросом обладают следующие категории товаров: лекарства, предметы еды (товары первой необходимости); товары, которые представляются в стоимостном плане незначительными для потребительского бюджета (мелкие товары: канцелярские принадлежности, предметы личной гигиены и т.д.).
Для того, чтобы оценивать интенсивность реакции спроса, необходимо рассчитывать коэффициенты эластичности спроса.
Данный коэффициент отражает процентное изменение спроса в результате процентного изменения определенных факторов: цены, дохода, цен других товаров.
Исчисляется коэффициент эластичности спроса в процентах и указывает на процентное изменение спроса на товар в зависимости от изменения указанных выше факторов.
Исходя из значение коэффициента эластичности спроса выделяют:
- эластичный спрос – при котором темпы изменения факторов, влияющих на спрос, ниже, чем темпы изменения спроса;
- неэластичный спрос – при котором темпы изменения факторов, влияющих на спрос, выше, чем темпы изменения спроса;
- единичную эластичность – темп роста факторов, влияющих на спрос аналогичен темпу роста спроса;
- абсолютную эластичность – при этом, самое незначительное изменение факторов, воздействующих на спрос, приводит к бесконечно неограниченному изменению величины спроса;
- абсолютную неэластичность – как бы не менялись факторы, влияющие на спрос, его величина остается неизменной.