Хеджирование
Хеджирование – это современное понятие о том, как можно сократить или минимизировать риски, связанные с потерями в бизнесе из-за постоянно меняющихся условий на рынке, связанных с валютными курсами.
Валютный курс – это выраженная в денежном эквиваленте цена одной страны, преобразованная в денежную форму за эту же единицу в другой стране.
Изменение валютного курса происходит постоянно, в связи с этим товары, чья продажа осуществляется в рамках международного рынка и продается в разных валютах, и их цена подвергаются постоянному изменению, а фирма, в свою очередь, может либо хорошо заработать дополнительно на продаже товаров, либо, наоборот, серьезно потерять в цене.
В связи с такой обстановкой, многие владельцы компаний стали активно применять метод хеджирования, который позволяет стабилизировать цены на товар, которые могут меняться в зависимости от курса валют.
Инструменты и методы хеджирования
Процесс хеджирования преследует разнообразные цели, в прямой зависимости от этих целей и выбираются инструменты хеджирования.
Инструмент хеджирования – это способ или метод достижения целей компании.
Существует несколько методов хеджирования в зависимости от целей фирмы:
- Метод фьючерских сделок. Данный метод считается самым распространенным, так как он основывается на покупке контрактов на обратные сделки. Такие контракты можно заключать как на товарном рынке, так и на фондовом. Суть данного метода в том, что компания, которая продает товары на рынке, в случае снижения их стоимости из-за валютного курса, может купить новые контракты на ту же стоимость, которая равна количеству активов на рынке по данной сделке;
- Метод форвардных контрактов. Данный метод очень похож на фьючерские сделки, но есть некоторые различия. Форвардные контракты носят персональный или личный характер, многие пункты в контракте невозможно поменять без участия в этом процессе контрагентов, что отличает от фьючерских контрактов. Также все пункты контракта согласуются между сторонами;
- Метод с учетом опционов. Опцион – это премия, по совершенной компанией сделке. Данный метод позволяет снизить риск от купли-продажи товара за счет выплачиваемой премии (опциона). Сделка с опционом заключается в том, что компания должна купить или продать товар по оговоренной заранее стоимости этого товара, но в срок любой, главное уложится в определенный временной период. В данном случае фирма сама принимает решение о том, когда лучше купить или продать товар, что невозможно при фьючерских контрактах, где срок оговорен в договоре;
- Метод СВОП. Данный метод - это финансово – торговая операция фирмы, которая подразумевает покупку и продажу различных ценных бумаг на конкретных условиях, которые оговорены в контрсделки. Особенностями такой операции служат то, что данная сделка заключается в рамках обратной связи, то есть сначала компания покупает актив, а потом должна продать его в установленный договором срок и на тех же условиях. Можно отметить, что метод СВОП – это совокупность двух методов: фьючерские и форвардные контракты.
Таким образом, хеджирование – это сложных финансово – экономический процесс, который строится на определенных методах в зависимости от целей данного процесса. Надо отметить, что существует четыре основных метода хеджирования, где главную роль отводят методу с учетом опционов, так как он считается самым безопасным и премия в таком случае обеспечена всегда, то есть риск потерь минимальный, а, следовательно, хеджирование при таком методе самое оправданное. Но есть одно но, возможность дополнительного заработка по опционам тоже минимальная.