Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономическая оценка рынка

Состояние рынка, его оценка, определяется его потенциальными возможностями, под которыми понимают прогнозную совокупность производственных и покупательских сил, определяющих величину товарного предложения (товаров, услуг, работ) и величину покупательского спроса.

Определение 1

Экономическая диагностика состояния рынка (показателей конъюнктуры и активности), его экономическая оценка является основой для разработки стратегических направлений по развитию экономики региона. Экономическая диагностика – это система методов оценки состояния рынка, выявления отклонений от его нормального развития, выявление факторов, оказывающих влияние на процессы функционирование рынка продуктов труда (товаров, услуг, работ), которая основывается на принципах системного и динамического подходов, учета достижения научно-технического прогресса и региональной специфики (политической, географической, экономической, социальной, демографической, экологической).

Производственный потенциал рынка

Под производственным потенциалом (ПрП) понимаются возможности сферы производства произвести определенный продукт труда (товары, услуги, работы), сферы распределения и обмена доставить на рынок определенный объем продуктов труда (товаров, услуг, работ).

Алгоритм расчета производственного потенциала рынка представлена следующими этапами:

  • определяется число производственных единиц (Н), и исчисляются показатели удельной мощности соответствующего производства (П);
  • в формулу вводятся показатели эластичности предложения и спроса от цен, доходов и других факторов рынка (Эл);
  • выделяется доля рынка, на которую могут рассчитывать конкуренты (такую поправку рассчитывает конкретная фирмы);
  • также в формуле могут присутствовать группы показателей, которые ограничивают или расширяют объемы производства (У).

В общем виде формула производственного потенциала рынка выглядит следующим образом (1):

Формула производственного потенциала рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формула производственного потенциала рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Экономическая оценка рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

где:

  • $У$ – корректирующие специальные показатели,
  • $Нi$ – единицы производства;
  • $Пi$ – показатели производственной мощности единицы;
  • $Элх$ – эластичность спроса или предложения;
  • $Пфj$ –прочие факторы и элементы потенциала;
  • $n$ – количество единиц потенциала.

Как правило, оценка и анализ производственного потенциала являются предметом маркетинга организаций покупателей.

Покупательский потенциал рынка

Производственному потенциалу на рынке противостоит покупательский потенциал (ПпотП), который проявляется в виде возможности рынка прибрести количество продуктов труда (товаров, услуг, работ).

Покупательский потенциал рынка характеризуется показателем «емкость рынка». Данный показатель в определенной мере близок к объему покупательского спроса, но не вполне равен ему.

Емкость рынка, представляет собой такое количество (стоимость) продуктов труда (товаров, услуг, работ), которое может быть реализовано на рынке при определенных условиях за определенный промежуток времени. При расчете показателя «емкость рынка» используются различные многофакторные прогнозные модели.

Еще один метод расчета показателя «емкость рынка» – построение мультипликативно-аддитивной модели, основанной на нормативных и экспертных показателях. Она достаточно универсальна, и может использоваться как для оценки рынка средств производства, так для оценки рынка продуктов труда (товаров, услуг, работ).

Показатель «емкость рынка» также рассчитывается для отдельных локальных рынков продуктов труда (товаров, услуг, работ). В этом случае показатель «емкость рынка» рассчитывается по формуле (2):

Показатель емкости рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Показатель емкости рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

где:

  • $E$ – емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть приобретены покупателями в анализируемом периоде);
  • $Нi$ – численность $i$-й группы покупателей;
  • $k$-уровень (коэффициент) потребления в периоде, который был принят за базисный, или же величина норматива потребления $i$-й группы покупателей.
  • $Элi$ – коэффициенты эластичности спроса от цен и доходов;
  • $Рi$ – объем нормативного страхового запаса товаров;
  • $Нрi$ – степень насыщенности рынка;
  • $Ифi$ – величина физического износа товаров;
  • $Имi$ – уровень морального износа товаров;
  • $Аi$ – возможные прочие формы удовлетворения потребностей (натуральное потребление, черный рынок), а также величина потребления товаров-заменителей;
  • $Сi$ – доля конкурентов на рынке.

Показатель насыщенности рынка

Показатель насыщенности рынка ($Нрi$) играет отдельную роль в анализе коньюнктуры рынка, представляя тот объем потребительских товаров, которые имеются у покупателей в личном потреблении, либо величина средств производства в организации на момент оценки, если речь идет о фирмах. В показатель «насыщенность рынка» также включают и наличный товаров в оптовой и розничной торговой сети. Данный показатель важен в силу того обстоятельства, что он оказывает значительное влияние на цикличность рынка, ограничивая покупательский спрос.

Существуют следующие методики расчета показателя «насыщенность рынка» – товары длительного использования требуют применения балансового метода расчетов (3):

Показатель насыщенности рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Показатель насыщенности рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

где:

  • $Нкi$ – остатки $i$-товара на конец анализируемого периода;
  • $Ннi$ – остатки $i$-товара на начало анализируемого периода;
  • $Пi$ – поступление $i$-товара за период;
  • $Вi$ - выбытие $i$ -товара за период.

Показатели выбытия товаров рассчитываются по установленным нормативам средней продолжительности службы товара. Величины физического и морального износа определяют величину спроса на замену.

Показатели оценки и анализа покупательского потенциала в первую очередь интересуют продавца.

Общим результатом анализа и планирования реализации потенциалов рынка является наиболее полное и эффективное удовлетворение покупательского спроса, привлечение продуктов труда (товаров, услуг, работ) в сферы распределения и обмена, с последующим их переходом в сферу потребления.

В условиях рынка и децентрализации государственного управления также особую значимость приобретают вопросы оценки уровня развития региональных экономических рынков (РЭР).

Определение 2

Уровень развития РЭР – это важный фактор расширения внутреннего рынка продуктов труда (товаров, услуг и работ), активизации деятельности промышленного сектора экономики региона, совершенствования инфраструктуры потребительского сектора региональной экономики, повышения уровня и качества потребностей, покупательского спроса на определенной территории, что положительно влияет на уровень развития экономики региона.

Дата последнего обновления статьи: 07.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot