Олигополия – это рыночная модель или структура, при которой на рынке однородной или дифференцированной продукции существует несколько продавцов.
Особенности олигополий на российском рынке
На российском рынке олигополии, в основном, функционируют в технологических секторах экономики: газодобывающая промышленность, почтовые услуги, трубопроводный и железнодорожный транспорт, военно-промышленные предприятия. Олигополии существуют практически во всех отраслях, которые составляют основу современной российской экономики. По оценкам аналитиков, объем производства олигополистических фирм в России составляет до 60% валового внутреннего продукта.
Олигополии, как основная движущая сила экономического роста нашей страны, сталкивают с многочисленными проблемами, присущими данной структуре: высоким уровнем коррупции, криминализацией общества, «нерыночной» конкуренцией. Монополии и конкуренция тесно переплетаются на мировом рынке, особенно в тех отраслях, где производятся новые наукоемкие товары и существует ограниченное число производителей и поставщиков.
Высокая доля отдельных фирм в разных отраслях экономики России обусловлена рядом причин:
- экономическая обособленность страны от большинства остальных государств;
- нерыночные способы ведения хозяйства;
- наличие большого перевеса в сторону военно-производственного комплекса над потребительским производством;
- массовая концентрация предприятия для упрощения управленческих процессов в субъектах хозяйствования.
Как специфическая рыночная система, российская олигополия находится на этапе становления, постепенно обрастая транснациональными чертами, аналогичными характеристикам зарубежных олигополий: космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных акционеров, формирование транснациональной структуры.
Российский олигополистический рынок характеризуется следующими факторами:
- высокая концентрация капитала;
- корпоративное слияние для извлечения наибольшей выгоды от наращивания масштабов производства;
- одновременное размытие рынка из-за появления новых игроков- зарубежных компаний, которые получили доступ к отечественной экономике благодаря либерализации законодательства и вступлению в ВТО.
Важно понимать, что в нашей стране зачастую государство выступает как крупнейший акционер корпораций на олигополистическом рынке. Эта тенденция характеризует большую устойчивость корпоративных структур, имеющих государственное участие. С другой стороны, это способствует монополизации рынка, где прогосударственные структуры обладают необоснованными конкурентными преимуществами за счет доступа к бюджетным ресурсам, что выступает дополнительным барьером, повышающим издержки конкурирующих компаний.
Трансакционные издержки российских олигополий
Крупные корпорации, функционирующие на олигополистическом рынке России, отличаются в части определенных особенностей формирования и трансакционных издержек:
- Российские корпорации часто укрупняют свою структуру посредством диверсификации или интеграции, что приводит к существованию к их организационных структурах ярко выраженного трансакционного блока, который отвечает за осуществление рыночных трансакций и управление трансакционными издержками. Интеграция или диверсификация бизнес-процессов, включение в полный технологический цикл транспортного, энергетического, заготовительного производств обусловлены стремлением к сокращению расходов на поиски информации о потребителях и поставщиках, затрат на переговоры и заключение контрактов. Однако из-за увеличения размера интегрированной структуры ухудшается управляемость, повышается бюрократизация. Для чрезмерно громоздких бизнес-структур положительный эффект от сокращения трансакционных издержек нивелируется из-за этих отрицательных аспектов интеграции.
- Из-за интеграции корпоративной структуры растут внутренние трансакционные издержки корпорации в части координации и трансформации внутренних подразделений. Ведущие российские корпорации имеют низкоэффективные структуры управления, что приводит к значительному увеличению трансакционных издержек и снижению эффективности. Кроме того, для ведущих промышленных отраслей России характерно доминирование специфических активов, что аналогично приводит к росту трансакционных издержек.
- Наличие у крупных корпораций повышенных трансакционных издержек, связанных с защитой прав собственности. Эти расходы связаны с регистрацией товарного знака, информированием потребителей о специфике марочных и оригинальных товаров, с участием в некоммерческих проектах, обслуживанием и обновлением сайта компании и пр.
- Из-за глобализации мировой экономики увеличиваются затраты на адаптацию компании к меняющимся условиям хозяйствования, на улучшение качества продукции и ее приведение ее к международным стандартам качества.
- Трансакционные издержки российских корпораций растут под воздействием влиянием издержек, связанных с сокрытием теневого дохода корпорации от акционеров и государства.
- Трансакционные издержки российских олигополий увеличиваются из-за расходов на взаимодействие с инвесторами, акционерами, кредиторами, для привлечения дополнительных ресурсов для развития корпораций.
Олигополии играют двоякую роль на российском рынке. Высокая значимость подобных форм бизнеса в нашей стране обусловлена тем, что большинство высокоразвитых промышленных предприятий олигополизированы. Главной задачей правительства в современных условиях становится создание всех необходимых условий для того, чтобы сократить риск вступления данных фирм в сговор и минимизировать дальнейшую монополизацию отраслей. Для нашей страны характерна тенденция к интеграции бизнеса, постепенно меняющая отраслевую структуру на олигополистическую. С одной стороны, ужесточение олигополий может способствовать увеличению размера компаний, повышая их конкурентоспособности и устойчивость, но с другой стороны это приводит к высоким трансакционным издержкам.