Особенности государственно-частного партнерства
Государственно-частное партнерство – это взаимодействие государства и частного предпринимательства в долгосрочном периоде, целью которого является решение общественных задач при соблюдении интересов обеих сторон.
Сотрудничество государства и бизнеса существует достаточно давно. Однако, в России этот феномен получил новое развитие в период перехода к рыночной модели экономических отношений. Стимулом к развитию этих отношений стало усложнение социальных и экономических процессов в обществе, а также интерес бизнеса к крупным инвестициям. Быстрые темпы изменения экономики снижают эффективность государственного регулирования, поэтому непосредственное участие государства в экономике способно повысить эффективность исполняемых им функций. Переход к рыночной экономике был стихийным, что привело к банкротству многих компаний. Становление новых видов бизнеса, укрепление уже действующих предприятий требует значительной финансовой поддержки. Экономика России до сих пор считается нестабильной, что неблагоприятным образом сказывается на ее инвестиционной привлекательности для зарубежных инвесторов. Поэтому крупнейшим инвестором на сегодняшний день продолжает оставаться государство.
Понятие государственно-частного партнерства не имеет четкого определения в экономике. Оно обладает рядом признаков, к которым относят:
- Эффективное взаимодействие государства и частного бизнеса.
- Сотрудничество между сторонами закрепляется юридически.
- Стороны равноправны.
- Работа государственно-частного предприятия связана с общественной направленностью.
- Капитал предприятия складывается за счет консолидации и объединения ресурсов всех участников.
- Риски и финансовые обязательства несут все стороны сотрудничества.
Считается, что государственно-частное партнерство строится за счет инициативы государственной власти, а не наоборот. Для этого необходимы государственная воля и действующая нормативно-правовая база.
Виды государственно-частного партнерства
При наличии необходимых условий для создания предприятий на основе государственного и частного владения, могут складываться следующие формы взаимодействия:
- Отношения на основе государственных контрактов.
- Отношения на основе договора аренды.
- Отношения лизинга.
- Создание предприятий на основе частной и государственной собственности.
- Действия на основе договора о разделе продукции.
- Договоры концессии.
Концессионные соглашения представляют собой договор о строительстве или реконструкции объектов недвижимого имущества. Действия осуществляются за счет средств инвестора, который получает возможность впоследствии эксплуатировать объект строительства на безвозмездной основе. Концессия является одной из форм государственно-частного партнерства. Она позволяет вовлечь бизнес в более эффективное управление имеющейся у государство собственностью.
В России долгое время действовало 7 контрактов, на основе которых формировались совместные предприятия. Однако, интеграция в мировую экономику потребовала пересмотра действующих форм соглашений. На сегодняшний день действуют контракты на управление и аренду, на обслуживание и эксплуатацию, договор концессии.
Форма партнерства между государством и частным бизнесом широко применятся в крупных строительных проектах. Например, при строительстве автомагистралей, жилых комплексов, при реализации социальных проектов и крупных информационных проектов. Довольно часто объектами соглашений между бизнесом и государством становятся инфраструктурные объекты – трубопроводы, железнодорожные пути, а также пункты приемки и передачи грузов. Сюда же относят объекты здравоохранения, различные сооружения культуры.
Особенности российского государственно-частного партнерства
Современное взаимодействие бизнеса и государства в России действует на основе закона, разработанного в 2005 году, который был скорректирован федеральным законом от 2015 года «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в РФ». Впервые предприятие этой формы собственности начало работать в Южном Бутово в 1998 году. Так же совместным предприятиями были реализованы проекты Западный скоростной диаметр, трасса Москва-Санкт-Петербург.
На сегодняшний день зарегистрировано более тысячи проектов на основе государственно-частного партнерства. Из них реализована лишь треть. Большая часть проектов относится к коммунальной сфере, далее идут проекты энергетической отрасли, транспорта и социальной инфраструктуры.
Основная проблема государственно-частных предприятий в России связана с неравномерностью распределения финансирования, а также разницей в размере регионального валового продуктам между регионами. Кроме того, проекты, реализуемые предприятиями подвергаются тщательной проверке со стороны Федеральной антимонопольной службы. Некоторые проекты закрываются еще на этапе их разработки.
Нестабильность экономики страны приводит к тому, что частный бизнес отказывается от участия в крупных проектах, так как они требуют долгосрочных вложений, что повышает риски неполучения прибыли. Считается, что этот вид сотрудничества между государством и частным сектором должен реализовываться в среднесрочных проектах, чтобы стимулировать доверительные отношения между представителями обеих сторон.
Таким образом, развитие государственно-частного партнерства в России требует формализации ключевых моментов взаимодействия между сторонами, не противоречащей действующему законодательству. Должны разрабатываться меры по снижению рисков для частного сектора, что повысить его заинтересованность в совместных предприятиях. Партнерство на основе государственного и частного взаимодействия в условиях рыночной экономики России является относительно молодым. В нем накоплено мало опыта, а значит, продолжение сотрудничества позволит сформировать базу, обеспечивающую интересы всех участников проектов.