Расширение производства – это процесс количественного увеличения используемых в процессе производства его факторов, т.е. привлечение дополнительного оборудования, рабочих, сырья, что позволить выпускать больший объем продукции.
Понятие расширения производства
Одной из задач современного предприятия является расширение производства. Оно выражает суть предпринимательского стремления – чем больше продукции выпускает предприятие, тем большую долю оно занимает рынке, тем большей рыночной властью оно владеет, тем больше возможностей оно имеет для максимизации собственной прибыли.
Расширение производства представляет собой процесс увеличения количества факторов производства, которые непосредственно задействуются предприятием в ходе хозяйственной деятельности. В большинстве случаев под расширением производства понимают новое строительство, расширение и переустройство действующих цехов и других производственных объектов.
Однако вслед за этим предприятию потребуется:
- Приобрести дополнительные станки и оборудование;
- Нанять дополнительный персонал;
- Заказать дополнительные поставки сырья и комплектующих и т.д.
Следовательно, расширение производства означает экстенсивное развитие предприятия.
Экономический смысл расширения производства
Экономический смысл расширения производства состоит не только в завладении предприятием большей рыночной властью (что достаточно проблематично сегодня сделать на конкурентном рынке), но и в получении экономии за счет увеличения масштаба производства. При анализе хозяйственной деятельности предприятия используемые ресурсы и возникающие издержки обычно подразделяют на постоянные и переменные. Т.е. одна часть может быть изменена (она напрямую зависит от объема производства), а другая – нет.
В этом случае постоянные издержки производства при увеличении его объема будут распределяться на большее количество единиц продукции. Иными словами, будет уменьшаться средние постоянные издержки. Если предположить, что изменение переменных издержек функционально (т.е. средние переменные издержки при любом объеме производства равны одному значению), то предприятие за увеличения масштабов производства добьется снижения себестоимости единицы продукции.
Это имеет большое значение для предприятия, поскольку размер его прибыли определяется объемом продаж и маржей, т.е. разницей между ценой и себестоимостью продукции. При снижении себестоимости будет увеличиваться маржа, а за ней – и прибыль.
Однако бесконечно расширять производство предприятию невозможно. Ресурсы (факторы производства), как и издержки, тоже подразделяются на постоянные и переменные. Т.е. увеличить количество можно только у части ресурсов, а не у всех. Обычно в экономической теории предполагается, что постоянным ресурсом является капитал (в виде станков и машин), а переменным – труд (т.е. работники).
Первоначально прирост работников может дать положительный эффект производственному процессу. Это станет возможным за счет сокращения рабочего времени каждого работника, во время которого он трудиться с большей производительностью. Однако с добавлением каждого нового работника дальнейшее сокращение рабочего времени станет нецелесообразным, а они начнут мешать другу при работе с фиксированным числом станков. Значит начнет падать эффективность производства.
Таким образом, расширение производства является одним из способов повышения эффективности (прибыльности) хозяйственной деятельности предприятия, однако его применение возможно только в рамках определенных ограничений.
Оценка эффективности расширения производства
Главным показателем, по которому можно оценить эффективность расширения производства, является размер получаемой предприятием прибыли. Увеличение прибыли свидетельствует о том, что расширение производства было оправданным и целесообразным. В противном случае напрашивается вывод о необходимости возвращения объемов производства к прежним масштабам.
Ранее уже было сказано о том, что производство в краткосрочном периоде преимущественно расширяется за счет увеличения количества используемых трудовых ресурсов. Поэтому эффективность расширения производства также может быть оценена через такой показатель, как производительность труда. При положительном эффекте от расширения производства производительность труда будет расти. Обозначением смены эффекта на отрицательный вариант будет начало снижения производительности труда.
Эффективность расширения производства оценивается в отношении каждой отрасли экономики. Именно этот фактор во многом определяет отраслевую структуру. Так, на данный момент можно говорить, что положительный эффект от роста масштабов производства наблюдается в автомобильной, алюминиевой, стальной и ряде других отраслей тяжелой промышленности. Поэтому там эффективность производства, достаточная для удовлетворения имеющегося спроса, будет достигнута только небольшим количеством промышленных гигантов.
В некоторых случаях производство нужно расширить настолько, что структура рынка должна трансформироваться в модель естественной монополии. Ее существование целесообразно тогда, когда эффективное производство может быть организовано только одним производителем.
Таким образом, оценка эффективности расширения производства также предоставляет полезную информацию потенциальным инвесторам. Они, располагая определенным капиталом и соизмеряя свои возможности с возможностями конкурентов, выбирают оптимальную для себя на начальном этапе инвестирования отрасль экономики как место вложения капитала и организации процесса по производству продукции. Однако не исключено, что впоследствии потребуется расширить или, наоборот, сузить производство.