Прогнозирование — это важнейший элемент системы управления и регулирования национальной экономики, используемый любым развитым государством. С его помощью успешно функционируют правительственные структуры, средний и крупный бизнес, что обусловлено высокой взаимозависимостью соответствующих сфер и секторов.
Понятие прогнозирования и прогноза
Прогнозирование очерчивает вероятные альтернативы перспективного развития, а экономические прогнозы формируют основу для направления работы отдельных экономических агентов. Все это приводит к поступательному развитию общей экономики. В большинстве современных государств экономическое прогнозирование встраивается в систему индикативного планирования.
Прогноз в общем виде включает систему аргументированных представлений, направленных на будущее состояние исследуемого объекта. Чаще всего прогнозы обладают вероятностным характером.
Характерными особенностями прогноза можно считать систему логических суждений (определяет метод его построения) и систему данных, к которым применяется метод для построения прогноза. При практическом использовании методы построения прогноза и совокупность требуемых для этого данных чаще всего взаимозависимы.
Общая функция прогноза заключается в снижении неопределенности в процессе принятия решений.
Прогноз обладает вероятностным характером. Это значит, что могут быть различные альтернативы (возможности) перспективного состояния объекта, что и способствует порождению самой задачи прогнозирования.
Детально исследователи выделяют несколько основных функций прогнозирования национальной экономики:
- анализ технологических, социальных и экономических тенденций и процессов в ретроспективе;
- будущая оценка действий для указанных тенденций;
- формирование базовых проблем экономического развития в перспективе;
- выявление вероятных вариантов развития в будущем;
- выбор максимально подходящей альтернативы, на основе чего выстраивается стратегия экономического развития.
Сегодня в РФ работает система государственного прогнозирования социально-экономического развития, которая состоит из прогнозов различной длительности. До 2006 года базовым был годовой прогноз функционирования экономики, способствующий построению проекта федерального бюджета. Помимо этого, в 1997—2002 гг. происходила разработка прогнозов на 3—4 года. Они представляли собой основу для разных вариантов среднесрочных программ действий Правительства нашей страны.
С 2006 года страна переходит к трехлетнему финансовому планированию, которое стало основой формирования государственного бюджета на год. После этого регулярно стал разрабатываться прогноз развития экономики на период 3 года. В процессе создания программы действий Правительства РФ на долгосрочный период (2001—2010 гг.) стали проводить прогнозные исследования на 10-летний период. В 2007 году государственные служащие начинают работать над комплексным прогнозом экономического развития до 2030 года. В некоторых субъектах нашей страны в рассматриваемый период начинает действовать система индикативного планирования.
Виды прогнозов
В зависимости от особенностей используемой методологии прогнозы могут быть поисковыми (генетическими, трендовыми, экстраполяционными) и нормативными (программно-целевыми).
В основе поисковых прогнозов лежит то, что для основного большинства процессов социально-экономической сферы, характерна значительная инерция развития. Состав и смысл прогноза заключаются в том, чтобы на основании исследования и вычленения базовых явлений и процессов предшествующего периода, определяется система важных взаимосвязей. С помощью последних производится формирование основных параметров объекта, включая вероятные изменения в будущем. Простейший случай прогноза представлен экстраполяционным прогнозом, при котором в будущее просто продлеваются тенденции и взаимосвязи, характерные для настоящего времени.
Нормативные прогнозы ориентированы на достижение конкретно поставленных целей на протяжении прогнозного периода. Они имеют в основе гипотезу управляемости развития социальных и экономических процессов. В содержание нормативного прогноза включается обоснование реальных (достижимых) предпосылок и условий, которые могут обеспечить переход объекта из сегодняшнего состояния в желаемое за обозначенный промежуток времени. Нормативные прогнозы часто называются целевыми.
С позиции временного аспекта прогнозного периода (период упреждения прогноза) принято рассматривать следующие виды прогнозов:
- Краткосрочные прогнозы (срок 1—2 года), объектом которых служат текущие хозяйственные процессы, а задача заключается в прогнозировании производственной и рыночной конъюнктуры для разработки мер противостояния негативным процессам.
- Среднесрочные прогнозы (срок 5—7 лет), содержанием которых выступает прогноз ведущих структурных и динамических параметров развития экономики.
- Долгосрочные прогнозы (срок до 20 лет), где большую роль играет перспективная эффективность фундаментальных и поисковых исследований, превращающихся посредством сферы НИОКР и освоения ее результатов в инновационную продукцию и услуги.
Существуют и сверхдолгосрочные прогнозы, разработка которых производится на период более 25 лет. Они, как правило, направлены на решение одной глобальной функциональной проблемы (например, использование экологических или энергетических ресурсов планеты и др.).
Практика прикладного социально-экономического исследования в соответствии с масштабом исследуемых проблем, характером, широтой и глубиной охватываемых взаимосвязей рассматривает классификацию на частные и комплексные прогнозы.
Частные прогнозы представляют собой относительно автономные прогнозы развития определенного социально-экономического объекта (отрасли, региона) или процесса (динамики уровня жизни, воспроизводства потенциала производства). Они отталкиваются преимущественно от внутренних закономерностей и взаимосвязей развития.
Комплексные прогнозы — это прогнозы вероятных изменений конкретных объектов. Они учитывают особенности состояния и перспективы развития всех значимых взаимосвязей, включая внутренние и внешние.