Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема монополизации российских рынков

Особенности монополий

Определение 1

Монополия – это структура рынка, в которой власть принадлежит одному предприятию.

На рынке монополии отсутствует конкуренция. Единственный производитель имеет право изменять объем выпуска и варьировать цену. Он создает уникальную продукцию, аналогов которой не существует. Это создает высокие барьеры входа на рынок для других компаний.

Монополии могут образовываться в отраслях, где положительный эффект достигается через существенный промежуток времени, а конкуренция только навредит развитию и укреплению отрасли. Так же они возникают при масштабировании, стремлении предприятий максимизировать свой доход.

На появление монополий влияют внешние факторы, среди которых выделяют:

  1. Высокие законодательные барьеры (сертификация, лицензирование, квоты).
  2. Внушительный размер капиталовложений.
  3. Слияние и поглощение, ведущее к укрупнению фирм.
  4. Протекционизм в международной политике.

Отличительными особенностями монополий называют наличие только одной фирмы производителя. Она регулирует количество выпускаемого товара, тем самым влияя на его цену. Попытки реализовать похожую продукцию конкурентами наталкиваются на высокие административные барьеры. Монополист не нуждается в рекламе и маркетинге. Потребители вынуждены соглашаться с политикой монополиста.

Экономическая теория выделяет естественные монополии, которые образуются в отраслях, где объединение предприятий создает единую сбытовую сеть. Как правило, они возникают в тех сферах деятельности, где бизнес сможет принести прибыль только в долгосрочной перспективе. Открытая монополия возникает вследствие грамотной экономической политики предприятия. Искусственная монополия становится проявлением тайного сговора компаний для монополизации рынка. Закрытые монополисты, чаще всего, относятся к государственной собственности. Они защищены от конкуренции на законодательном уровне

«Проблема монополизации российских рынков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Монополизация рынков

Замечание 1

Монополизация рынка описывает ситуацию, при которой один из продавцов или покупателей может оказывать влияние на уровень цен и условия сделки.

Конкуренция является необходимым условием работы рыночного механизма. Монополии с одной стороны делают прогноз рынка стабильным. С другой стороны, они сдерживают естественное развитие национальной экономики. Государственная власть осуществляет антимонопольное регулирование с целью обеспечение доступа к товарам и услугам для всех слоев населения. Монополии сами по себе не являются не законными. Предприятие может достичь главенства в отрасли по естественным причинам, либо благодаря успешной деятельности.

Закон ограничивает стремление к монополизации рынка для того, чтобы обеспечить его нормальное функционирование. Чтобы оценить степень монополизации рынка специалисты используют ряд показателей, характеризующих экономическое поведение компаний-монополистов и их поведение. Чаще всего применяется количественная оценка, хотя без качественного исследования работы рынка она остается неэффективной.

Оценка монополизации рынков строится на разных методах. В России и в некоторых зарубежных странах для этого используется коэффициент концентрации. Он выражает долю в совокупном объеме продаж определенного фиксированного числа участников рынка, которые ранжируются по степени убывания. Формула расчета:

CRi = (Ai / An) • 100%, где:

  • CRi – значение коэффициента для крупных участников рынка,
  • Ai – объем продаж, приходящийся на долю крупных предприятий,
  • An – совокупный объем продаж.
Замечание 2

Этот коэффициент широко применяется в антимонопольном законодательстве. Считается, что фирма находится на пути к монополизации рынка тогда, когда доля ее совокупного объема продаж составляет более 33%.

Проблема монополизации российских рынков

Последние десять лет экономической жизни России показали, что в стране наметились тенденции к монополизации и ренационализации. Государство достаточно агрессивно вмешивается в рыночные процессы через изменение законодательства, расширение своего присутствия в формировании ВВП. Такие меры ведут к вытеснению частных предприятий. Эта тенденция особенно усилилась после 2008 года. В России монополизация может вызвать не только экономические, но и политические проблемы. Низкий уровень конкуренции влияет на:

  1. Увеличение производительности труда.
  2. Сдерживание экономического роста.
  3. Инфляционные процессы.

Расслоение общества по доходам, большой разрыв между богатыми и бедными в конечном итоге могут привести к социальной напряженности. Крупные компании имеют практически неограниченный доступ к сырью, льготным кредитам. Большие капиталы позволяют им лоббировать собственные интересы, сдерживать изменения, способные повлиять модернизацию отраслей. С одной стороны, монополизация помогает правительству поддерживать внутреннего производителя, защищать его от конкуренции с импортерами. С другой стороны, монополизация сдерживает развитие рынков. Отсутствие конкуренции мешает стабилизироваться экономике самостоятельно без государственного вмешательства.

Аналитические исследование российского рынка показали, что состояние конкуренции на российском рынке оставляет желать лучшего. В опросе участвовали более 1000 представителей малого бизнеса. Процент крупных компаний, у которых исчезли конкуренты за последние 10 лет увеличился с 0,7% до 13,9%. Наиболее низкий уровень конкуренции наблюдается в добывающей промышленности и в деревоперерабатывающей. Связано это с необходимостью существенных капиталовложений. Более высокий уровень конкурентной борьбы характерен для информационных технологий, строительства и выпуска строительных материалов, пищевой промышленности.

Замечание 3

Основной причиной монополизации российского рынка стал финансовый кризис 2008 года, который способствовал концентрации капитала. Это потребовало прямого и косвенного государственного регулирования. Доверие к работе законодательной системы со стороны предпринимателей снизилось.

Дата последнего обновления статьи: 27.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot